- Никто не может ставить здоровье и жизнь жителей города под угрозу, - заявил Андрей Потапов на пресс-конференции.
Владелец теплоисточника Евгений Брагин признался "РГ", что так и не понял, зачем нужно было срывать замки, если к тому времени уже шли переговоры о покупке объекта мэрией. У предпринимателя в собственности две котельных. Приобрел он их в 2015-м, но уже через год решил от такой собственности избавиться: оказалась убыточной. По словам бизнесмена, тариф на тепло ему "достался по наследству" и составлял 1433,3 рубля за гигакалорию. В то же время тарифы для других теплоисточников в Курганской области значительно выше. Например, аналогичная котельная в Шадринске отпускает тепло по 1979 рублей.
- За прошлый год моя выручка составила 7,3 миллиона рублей, а мне только за электроэнергию и газ предъявили счета почти на восемь миллионов, - говорит Евгений Брагин.
Предприниматель обратился в областной департамент госрегулирования цен и тарифов с просьбой повысить тариф хотя бы до среднего уровня, но получил отказ. Тогда он решил продать бизнес. Как требуется по закону, заблаговременно уведомил администрацию Кургана о ликвидации и выводе из эксплуатации котельной и в декабре 2016-го выставил ее на "Авито". Увы, интереса к ней никто не проявил. Муниципалитет тоже не откликнулся, но встревожился: других энергоисточников поблизости нет, а подключение домов к центральному отоплению - процесс затратный и долгий. Городские власти попытались через суд запретить бизнесмену продавать объекты. Но арбитраж указал: законодательством предусмотрено право собственника источника тепловой энергии и тепловых сетей на их продажу.
Между тем за теплоснабжение в городе отвечает местная власть. Мэрия предложила предпринимателю другие варианты - компенсацию выпадающих доходов или аренду, но ни один из них Брагина не устроил. В итоге 19 сентября муниципалитет все-таки решил купить котельную для своего МУПа, правда, чиновники попросили скидку в миллион рублей. Собственник согласился.
Так что жители домов по улице 9 Мая, возможно, скоро согреются. А вот с подачей энергоресурсов в пятиэтажку по улице Гагарина 34а все еще непонятнее. Как рассказывают владельцы квартир, перед сдачей дома энергетики выставили застройщику нереально высокую цену за подключение к центральному отоплению. Он нашел выход - поставил компактную модульную котельную размером 9 на 3 метра. Котельная служила пять лет, а в этом году после окончания отопительного сезона ее новый владелец - все тот же Евгений Брагин - увез оборудование в ремонт, да так и не вернул на место.
А потом появилось объявление о продаже теплоисточника. Администрация города опять же отказалась, тогда предприниматель предложил приобрести котельную самим жильцам, даже посулил скидку. Но те не решаются: сначала нужно создать ТСЖ или другое юрлицо, пройти массу согласований и получить разрешение на эксплуатацию опасного объекта. Это слишком длинная процедура. Может, логичнее все же подключить дом к центральному отоплению?
Когда люди поняли, что могут замерзнуть зимой, стали жаловаться во все инстанции, вплоть до Москвы, звонили даже на прямую линию президенту. Но лишь 14 сентября по распоряжению мэрии их дом начали подключать к централизованной системе отопления, смонтирована резервная линия. Тепло в доме будет, пообещал сити-менеджер Андрей Потапов, а вот для горячего водоснабжения нет технической возможности.
Подобных домов в Восточном поселке, где находится проблемная пятиэтажка, много, жители пользуются электрическими или газовыми котлами. Власти считают, ничего страшного. Но люди чувствуют себя обманутыми. Во-первых, в таком случае резко возрастает электропотребление, во-вторых, поставлять тепло теперь будет генерирующая компания, а у нее тариф на треть выше, чем был.
- Когда мы покупали квартиры, искренне верили, что модульная котельная идет в комплекте с домом. Потом нам предложили ее купить или взять в аренду, - говорит житель дома Александр Федоров. - Теперь наш дом без горячей воды фактически превратился из благоустроенного в полублагоустроенный. Люди просто оказались заложниками ситуации, и никто, получается, не виноват?
Сколько всего теплоисточников в Кургане находится в частной собственности, в администрации города с ходу сказать не могли. В последнее время их число выросло - появились крышные и пристроенные к домам небольшие газовые котельные. А если и их кто-то вздумает продать? В мэрии утверждают: взаимоотношения с хозяевами таких объектов законодательно не урегулированы. Обычно ТСЖ, собственники квартир заключают прямые договоры с лицензированными организациями, обслуживающими теплоисточники.
Тем временем на запрос "РГ" старший помощник прокурора Курганской области по взаимодействию со СМИ и общественностью Оксана Шведкина сообщила, что процедура вывода из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей регламентирована Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2012 года № 889. Пункт 16 этого документа предусматривает, что владельцы таких объектов обязаны не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода их из эксплуатации письменно уведомить орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода. В свою очередь муниципалитет должен в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на три года в случае угрозы возникновения дефицита тепловой энергии. Если продолжение эксплуатации объектов по требованию муниципалитета ведет к финансовым убыткам, местные власти обязаны их собственнику компенсировать.
Что касается проблемных домов по улице 9 Мая, то ранее городская прокуратура уже направила в суд исковое заявление о возложении на администрацию города обязанности организовать их теплоснабжение, которое рассмотрено и удовлетворено. Обращение ИП Брагина по факту самовольного вскрытия сотрудниками администрации Кургана принадлежащей ему котельной, поступившее в прокуратуру региона, направлено в областное управление МВД.
А как у соседей
В Свердловской области впервые поставлен вопрос о разрыве концессионного соглашения между муниципалитетом и теплоснабжающей компанией. Власти Нижней Туры обвиняют в срыве отопительного сезона предпринимателей, которым были переданы в управление муниципальные котельные и тепловые сети. Концессионное соглашение было подписано в 2016 году и рассчитано на семь лет. Но в середине сентября 2017-го выяснилось, что компания задолжала поставщикам газа более 400 миллионов рублей.- Мы рассчитывали, что получили партнера в ЖКХ, а это оказался обычный посредник, который "сидел на трубе", получал за это деньги и ничего не делал , - заявил корреспонденту "РГ" глава Нижней Туры Алексей Стасенок.По инициативе местных властей была создана чрезвычайная комиссия. Не дожидаясь ее решения, на прошлой неделе местные жители через соцсети собрали народные дружины. Они установили круглосуточное дежурство у распределительных узлов, не позволяя газовикам перекрыть вентили. Противостояние длилось почти сутки. После вмешательства областных властей достигнута договоренность об отсрочке выплаты долгов и поставках газа в котельные. Тем не менее муниципальные власти считают, что необходимо срочно менять компанию, ответственную за обеспечение города теплом, но практики экстренного разрыва концессионных соглашений в регионе еще нет. Законодательством предусмотрено решение этого вопроса через суд, что займет не один месяц, а зима уже на носу.Напомним, реализацией проектов в ЖКХ на основе государственно-частного партнерства в регионе занялись с 2015 года. При этом концессионные соглашения считают наиболее перспективным вариантом повышения эффективности отрасли и привлечения в ЖКХ частного капитала. За эти годы в работу включился 21 муниципалитет, заключено 24 долгосрочных соглашения. Сбой, произошедший в Нижней Туре, показывает: система нуждается в доработке.
Подготовила Светлана Добрынина