- Опасность мошенничества в сфере обязательного автострахования серьезно недооценивалась, - признает заместитель начальника управления Генпрокуратуры РФ в УрФО Владимир Дроздецкий.
Три месяца назад началось массированное наступление на теневой сектор: прокурорские проверки, аналитическая работа, создание межведомственных групп, специализированных отделов в структуре МВД и так далее. Объединение усилий позволило, например, обнаруживать одно и то же транспортное средство, с досадным постоянством попадающее в ДТП в различных регионах России, или столь же "невезучих" автовладельцев, регулярно становящихся "жертвами" аварий. Первые итоги таковы: за лето выявлено в полтора раза больше преступлений, чем за аналогичный период прошлого года, вдвое больше дел направлено в суды. Еще весной в ЯНАО автомошенников никто "не знал в лицо" - сейчас выявлено 53 факта, три дела уже направлены в суд. "И мы только в начале пути", - говорит Дроздецкий.
Мошенники идут, что называется, в ногу со временем. Скажем, на введение обязательных электронных полисов они ответили созданием "зеркал" сайтов страховых компаний, а также оказанием услуг по оформлению Е-ОСАГО за вознаграждение. А в Челябинске они взяли на вооружение шпионский опыт - продавали полисы с помощью "закладок": автовладелец не встречался с продавцом лично, а получал указания, где именно забрать оплаченные через платежную систему бумаги (дело сейчас расследуется). Разновидностей мошенничества немало - полисы продают под видом сувенирной продукции, на фальшивых бланках. В Тюмени владелец умудрился застраховать свой развалившийся на части внедорожник задним числом, отсудил более пяти миллионов рублей страховки, но теперь приговорен к реальному сроку.
Как признают эксперты, количество махинаций - это один из факторов, которыми объясняется значительный разброс средней страховой выплаты по уральским регионам. Скажем, в Челябинской области она в полтора раза больше, чем в Тюменской. Следовательно, растет убыточность страховых компаний, что в итоге сказывается на стоимости полиса. Такая вот арифметика.
"Диагностировать" состояние рынка в целом позволяет изучение структуры обращений автовладельцев к регулятору. Граждане стали жаловаться на страховщиков более активно, хотя связано это не столько с ростом числа нарушений, сколько с удобством электронной приемной Центробанка: в первом полугодии 2017-го поступило около 3900 обращений, тогда как годом ранее -2400. Изменилась и структура жалоб.
- Вопросов по бумажным полисам стало меньше, - констатирует начальник управления по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в УрФО Сергей Кокоулин. - Сейчас ситуация стабилизировалась, введение электронного полиса повысило физическую доступность страхования.
Год назад пятая часть жалоб касалась низкой доступности полисов и навязывания дополнительных услуг, в этом году - всего восемь процентов. Их место заняли обращения по поводу Е-ОСАГО, например, программных сбоев (15 процентов). А чемпионом стал бонус-малус: за полгода на неправильно предоставленные скидки за безаварийную езду пожаловались 1500 граждан (38 процентов от общего количества обращений). Жалоб на еще одно новшество - по вопросам натурального возмещения - пока не поступало.
- Уральский рынок обязательного автострахования работает и меняется адекватно ситуации с одной лишь целью - чтобы каждый водитель имел полис, - оптимистично заключает глава уральского представительства Российского союза автостраховщиков Вячеслав Тарасов.