Получая средства, они обязаны ежегодно сокращать рыночные долги по кредитам на 5 процентов, а через три года уменьшить их до половины своих доходов. Иначе денег не видать. Эксперты считают, что в итоге как минимум 18-20 регионов страны вполне могут справиться с этой задачей.
Уже со следующего года регионы-должники должны начать разбираться со своими бюджетами: отменить неэффективные льготы в виде пониженных ставок по различным налогам и отказаться от расходов, которые не связаны с решением насущных вопросов.
Кроме того, необходимо добиться ежегодного роста инвестиций в основной капитал, увеличения численности работников, занятых в малом и среднем бизнесе, а также снижения количества безработных в регионе. То есть финансовая поддержка опять же напрямую будет зависеть от эффективности руководства на местном уровне.
Чем лучше работаешь, тем больше получаешь помощи из центра. Ранее, как пояснили эксперты "Российской газеты", самые закредитованные регионы были ограничены в получении средств. Теперь у них появился шанс.
В принятом правительством постановлении отмечается, что это решение усилит ответственность местных властей за управление государственным региональным долгом и снизит риски дальнейшего увеличения кредитного бремени.
"Новые условия более льготные с точки зрения графика погашения долга, и выполнить их легче, - пояснил "Российской газете" старший директор - руководитель группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Андрей Пискунов. - Теперь наиболее нуждающиеся регионы смогут получать бюджетные кредиты на менее жестких условиях".
Эксперт "РГ" еще раз подчеркнул, что ранее требования по получению бюджетных кредитов были практически запретительными для отдельных субъектов страны. Которые в результате планировали выходить на рынок с облигационными выпусками или брать рыночные кредиты. А это опять же ложилось тяжелым грузом на бюджеты.
По словам эксперта, мера, принятая правительством, касается двух групп регионов: тех, кто не является дотационным и обременен долгом, который составляет свыше 50 процентов собственных доходов, и тех, кто закредитован на уровень свыше 80 процентов и при этом получает федеральные дотации.
"Должников с такими показателями в России не так уж много, - продолжил Андрей Пискунов. - Тех, кто несет половинную кредитную нагрузку на собственный бюджет, не более 10. Количество регионов с нагрузкой свыше 80 процентов также невелико - в частности, по итогам прошлого года их было 8".
Но в любом случае, послабление для местных властей почувствуются как минимум в 20 регионах страны.
В итоге регионы с высокой долговой нагрузкой могут скорректировать свои планы заимствований на рынке облигаций или в коммерческих банках в пользу получения более выгодных бюджетных кредитов. "Это позволит сдержать рост стоимости долга, так как процентные платежи не вырастут настолько серьезно, как если бы наши местные власти выходили в поиске средств на финансовый рынок", - считает аналитик. Кроме того, можно ожидать, что и с федеральным центром по ранее выданным кредитам они начнут расплачиваться активнее.
Напомним, что ранее, в ходе заседания правительственной комиссии по развитию регионов глава Минфина России Антон Силуанов заявил, что срок возврата бюджетных кредитов, выданных федеральным центром местным бюджетам в 2015-2017 годах со сроком погашения в 2018-2019 годах, может быть продлен на семь лет. Регионы получат некую передышку, так что в результате в будущем году объем возврата средств в федеральный бюджет может составить 287 миллиардов рублей, в 2019 году - 214 миллиардов, в 2021 году - 94 миллиарда рублей, а в 2022 году - 141 миллиард рублей. В итоге, как отметил министр, в бюджет вернется 736 миллиардов рублей.