По словам директора административного департамента минтранса России Константина Пашкова, сегодня сложилась довольно парадоксальная ситуация, транспортники не могут вносить корректировку нормативов, а в минздраве даже нет специального отдела по транспорной медицине.
В минтрансе считают, что транспортная медицина с учетом ее особенностей должна быть выделена в самостоятельный раздел закона об охране здоровья граждан. "У министерства сейчас нет полномочий регулировать медицину на транспорте, - рассказал директор административного департамента минтранса Константин Пашков в беседе с "Российской газетой" после заседания экспертного совета в Госдуме. - Для того чтобы появились эти полномочия, нужна соответствующая статья в законе".
Минтранс при соответствующем решении правительства готов сформировать отдел, который будет заниматься транспортной медициной. Кстати, в минздраве сегодня тоже нет такого отдела.
Это также подкрепляется тем, что ввиду огромной специфики транспортной медицины, ее экстерриториальности и международным аспектом имеется большой пласт международного законодательства (конвенции ИКАО и ИМО) на требования которого надо быстро реагировать.
Из-за пробелов в законодательстве страдают пассажиры. Если в поезде кому-то вдруг резко станет плохо, оказать квалифицированную помощь будет некому и нечем. По словам первого заместителя начальника Центральной дирекции здравоохранения РЖД Сергея Алексеева, в поездах нет необходимого минимума лекарственных препаратов. Иными словами, нет профессиональных аптечек. Сегодня пассажирские поезда оснащены лишь специальными медукладками для оказания первой помощи, как того требует приказ минздрава, подчеркнули в пресс-службе РЖД.
"Но даже если в поезде пассажиром едет врач, он не сможет оказать медицинскую помощь пострадавшему, так как в укладках нет ни лекарств, ни медицинских изделий", - подчеркивает представитель отрасли.
Константин Пашков подтверждает, что профессиональных аптечек в поездах действительно нет. Есть обычные, бытовые. "Мы инициативу по формированию таких профессиональных аптечек в поездах и самолетах поддерживаем, - уточняет Пашков. - Медики, в свою очередь, должны будут разработать состав для аптечки. Туда могли бы войти обезболивающие препараты, сердечно-сосудистые препараты и лекарства направленного действия".
Обсуждается сейчас и инициатива ряда медицинских экспертов по установке в каждом поезде и самолете дефибриллятора. Но пока, как поясняет Пашков, никто не считал, сколько нужно таких аппаратов и сколько понадобится денег на их закупку. А главное, пока непонятно, откуда брать эти деньги. Дефибриллятор - не пачка анальгина, стоит достаточно дорого. Закладывать в стоимость билета? "Есть вариант включать закупки дефибрилляторов в одну из программ минздрава", - добавляет Пашков. Но пока ответ на этот вопрос не найден. Нет единого мнения и по другому важному вопросу.
Нужен ли медработник в составе поездной бригады или на борту самолета? В минтрансе считают, что укомплектовывать каждый поезд или борт фельдшером или другим медработником экономически не целесообразно. Всегда найдется врач или медсестра среди пассажиров. Главное, чтобы было чем оказывать экстренную помощь. Ведь врачи не берут с собой в путешествие набор мединструментов и мешок лекарств.
Ну а порядок действия в случае ЧП в поезде или самолете известен всем проводникам. Если кто-то заболел в поезде, об этом сразу же сообщается на ближайшую станцию, где состав встречает бригада "скорой помощи", чтобы отвезти больного в ближайшую клинику. Если человеку стало плохо на борту воздушного судна, то принимается решение об экстренной посадке в ближайшем аэропорту.
Но вот на морских и речных судах врачи работают, так как если баржа, круизный лайнер, сухогруз находятся в открытом море или на рейде на реке, то организовать экстренный вызов "скорой помощи" затруднительно. Такова позиция минтранса. Но есть и другое мнение - врач все-таки нужен. Так что обсуждение этого вопроса еще не закончено.
Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики":
- Я тоже считаю, что экономически нецелесообразно иметь в каждом поезде или на борту медработника. Не факт, что его помощь будет требоваться постоянно, но зарплату-то ему платить нужно.
Надо обучать всех проводников и стюардесс приемам оказания первой медицинской помощи. Во всем мире это есть, а у нас до сих пор это не практикуется.
Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов:
- Очень больной вопрос. У нас, действительно, до сих пор нет транспортной медицины. Это все понятно, что если человеку совсем плохо станет, вызовут "скорую" к ближайшей станции.
Но у нас в стране огромные перегоны, до этой станции, может, часа четыре или пять ехать. За это время без квалифицированной помощи в поезде человек может умереть.