В том или ином виде они войдут в проект Стратегии развития России на 2018 - 2024 годы, которая готовится под руководством главы ЦСР Алексея Кудрина. "Регуляторная гильотина" должна помочь преодолеть ключевые "точки торможения" в законодательстве. Предполагается, что трибунал сможет отменять акты ведомств и правительства, а также инициировать отмену или изменение актов более высокого уровня. Среди других предложений применять "законодательство заходящего солнца" (НПА принимается на ограниченный срок, он продлевается, если достигает заявленных целей), вводить акты в действие лишь дважды в году (1 февраля и 1 сентября), обязать ведомства доказывать необходимость нового НПА, блокировать принятие обременительных правил на волне резонансного, но локального ЧП и т.д. Почти все эти инициативы ранее выдвигались Минэкономразвития, но по разным причинам не были осуществлены.
"Мы поддерживаем ЦСР в этих вопросах и надеемся, что благодаря усилиям коллег удастся довести задуманное до реализации", - отметил директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин.
В ЦСР рассчитывают, что в начале нового политического цикла радикальные предложения удастся провести "пакетом" и тем самым "вернуть здравый смысл в нормотворчество". Сейчас происходит постоянное разрастание функций государства, появляются все новые и новые требования. По большому счету процесс создания НПА вышел из-под контроля, он не устраивает никого: ни тех, кто дает поручения, ни тех, кто их воплощает в новые акты, и особенно он не устраивает тех, на кого направлено регулирование. Независимо от этих больших планов Минэкономразвития планирует создать цифровую платформу для всех участников подготовки НПА, рассказал "РГ" Живулин. Она позволит в режиме онлайн и в формате открытости для всех участников снимать разногласия, работать над актуальным проектом акта, не прогоняя его несколько раз в бумажном виде для согласования по всем заинтересованным ведомствам - "бумажная" процедура в среднем растягивается на год.
Все сказанное относится только к актам, исходящим от ведомств и правительства. Сложнее с фильтром для парламентских инициатив - только сама Госдума может себя ограничить. В ее регламенте уже появилась возможность решениями совета направлять законопроекты (причем даже после второго чтения) на оценку регулирующего воздействия в Минэкономразвития, а министерство подготовило особенности порядка ОРВ по обращениям Думы, сообщил "РГ" Вадим Живулин.
"Сейчас вносятся изменения в порядок проведения ОРВ, мы рассчитываем, что в ближайшее время он будет утвержден", - сказал Живулин. Практики такого взаимодействия не было - депутаты лишь однажды передавали на ОРВ поправки ко второму (ключевому) чтению.