В Бишкек - за горами
Марина Громова - потомственный художник. Все ее предки по мужской линии - скульпторы. Отец, будучи инженером, резал по дереву и рисовал. Дяди занимались лепкой. Но особенно известен двоюродный дед художницы - Александр Евстафьевич Громов. Он создал красивейшие барельефы зданий, колонны в метро и триумфальные арки, давно ставшие частью исторического облика Санкт-Петербурга.
Сама Марина Борисовна рисовала с малых лет. Позже обучалась графическому дизайну в знаменитом Мухинском училище (сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Штиглица). Долгое время занималась иллюстрациями и рисовала только на плоских поверхностях - бумаге и холсте. Но любовь к многомерности, унаследованная от предков, в конце концов привела коренную ленинградку к камням, а также к природе Киргизии.
- Влюбленная в горы и солнце, я переехала из Петербурга в Бишкек, - улыбается художница. - И вот однажды мои подросшие дети привезли с берега Иссык-Куля много красивых камней. Сначала меня привлек их барельеф: с прожилками и разноцветным отливом, многослойные, зеленые, красные, синие... Я увидела в этих камнях горы, реки, очертания животных и людей. Это были целые картины, созданные матерью-природой, которые нужно было немного подчеркнуть красками.
История вечности
Почти 22 года Марина Громова расписывает природные камни. На них она изображает целые истории - "каменные притчи", которые можно прочесть, внимательно изучив монолит со всех сторон.
- Вот, например, моя авторская находка - "Планетарная юрта", - показывает небольшой камушек художница. - Это древнее жилище кочевников. На стенах, по линиям природных прожилок, изображены горы и реки. Проход здесь, как в пещеру, и в нем стоит солнцеголовый человек. Вся композиция отсылает к истокам, к природе.
У каждого камня, расписанного рукой мастерицы, своя история, продиктованная, прежде всего, его природной индивидуальностью.
- Не бывает одинаковых камней, каждый особенный, - уверена Марина Борисовна. - Многие берут гладкий голыш и, не обращая внимания на его индивидуальность, рисуют что хотят. У меня другой подход. Я нахожу камень необычной формы, который уже выражает какой-то образ, стараюсь интуитивно почувствовать, что он в себе содержит, и только потом начинаю его расписывать. Я стараюсь подчеркнуть своеобразие минерала: оставляю истинный цвет, подчеркиваю красоту. Во время работы как будто погружаюсь в тишину, прикасаюсь к вечности. Ведь даже самый маленький камушек формировался тысячи лет, согревался солнцем, обдувался ветрами, омывался водой и поэтому хранит в себе мощную энергию. У камней есть поры, они дышат, живут. Но жизнь минералов отличается от человеческой своей протяженностью во времени.
В целом произведения художницы отличается некой панорамностью по сравнению с привычными картинами на холсте. Ведь камень не ограничен рамкой и позволяет показать по-настоящему объемный образ. И когда крутишь в руках мастерски расписанный кусочек породы, не находишь, где кончаются замысловатые линии.
Кисточка в божьих руках
Многие работы мастера пользуются популярностью, их раскупают, как только они выходят из ее рук. Несмотря на глубинную связь со своими произведениями, Марина Громова расстается с ними легко.
- Это не мои творения. Я всего лишь кисточка в божьих руках, - делится художница. - У меня дома масса камней, живущих самостоятельной жизнью. И когда их становится слишком много, я говорю им: "А ну-ка, подвиньтесь. Я здесь тоже живу". Отбираю часть камней для выставок, где их могут купить. И тогда они обретают новый дом.
Впрочем, с отдельными работами Марина Борисовна не расстается ни за какие деньги. Это, например, "Сказочник-русич" и "Аксакал", ставшие первыми в авторской серии каменных глыб-балбалов.
- Это прародители всей линии моих "новых балбалов", - объясняет художница. - Обычные балбалы устанавливались на тюркских курганах. Мои же произведения предназначены для жизни, поэтому они и новые. Кроме того, это по-настоящему уникальные камни. Для "Сказочника-русича" нашелся такой, у которого есть глаза, надбровья, линия носа, а также линия, где кончается голова и начинается борода. У "Аксакала" на голове тюбетейка в виде тундука. Они оба получились очень яркими, сказочными, сильными по образу. Иногда я беру похожие камни и рисую им подобных. Но настолько яркие работы уже не удается создать.
К неприкосновенному из домашней коллекции Марины Борисовны также относится "Вселенская юрта", созданная из огромного монолита необычной формы.
Марина Громова, член Союза художников Киргизии и представительница санкт-петербургской классической школы рисунка, живописи и композиции, охотно делится своими знаниями со всеми желающими. В ее студии взрослые и дети совершенствуются во владении кистью или же делают свои первые мазки, причем с помощью интуиции.
- Если мы учимся интуитивно расписывать камни, я вкратце объясняю технику нанесения акриловых красок. Передаю человеку состояние интуитивного поиска. Он начинает слышать звучание камня, видеть игру прожилок, чувствовать невероятно красивый природный ритм и понимать, как нужно расписать конкретный камушек, - говорит Марина Борисовна. - Тем более, что в случае с камнями не надо задумываться о композиции. Надо просто прислушиваться к природе, она сама подсказывает, как создать нечто целостное. Поэтому люди довольно быстро учатся. Интуитивная живопись на бумаге немного иная: человек просто рисует то, что захочет.
Некоторые приходят в студию за духовным исцелением. Здесь регулярно проводятся занятия арт-терапией. Люди, отягощенные тяжелыми мыслями, учатся управлять своими негативными эмоциями с помощью рисования.
- Я показываю, что жизнь двойственна: есть хорошее и плохое, горячее и холодное, день и ночь. И это нормально, - поясняет художница. - У меня люди рассказывают все на бумаге. Берут два цвета: тот, который они отождествляют с негативом, например, фиолетовый, и противоположный, позитивный, допустим, желтый. Обе краски наносят на мокрый лист бумаги, где они смешиваются. Получается перемирие, гармония цветов, которая затем превращается в картину. Мы используем и другие арттерапевтические техники. Но всегда люди рисуют от души, с экспрессией работают кисточкой, выплескивая на бумагу свою боль, обиду и злость. При этом получаются прекрасные картины. Ведь негатив - это энергия, которую нужно правильно трансформировать. Когда сам это успешно делаешь, нетрудно помочь и другим.