Компания "Лего", мощно ворвавшаяся в мировой кинематограф в 2014 году ("Лего. Фильм" тогда собрал в мировом прокате 460 миллионов долларов), кует железо пока горячо. В 2019-м выйдет сиквел успешного анимационного проекта, а в этом году, за несколько месяцев до "Ниндзяго", в прокат уже выходила еще одна очень успешная полнометражная анимационная картина компании - "Бэтмен" (310 миллионов долларов мировых сборов).
Секрет успеха анимации датского производителя игрушечных конструкторов, созданной в содружестве со студией Warner Brothers, на удивление прост. Фильмы "Лего" доказали, что и та гонка визуальных вооружений, в которой последние 20 лет участвуют Pixar и Dream Works, и изощренная концептуальность конкурентов на самом деле вторичны. Мультфильмы "Лего" - прежде всего простые аттракционы с немудреным юмором, которые именно немудреностью цепляют детей. Эти мультики демонстративно целятся в младшие классы, почти игнорируя подростков. При этом для родителей здесь масса ностальгических постмодернистских отсылок к культурным кодам и героям их детства.
Казалось бы, найденная золотая жила далека от истощения, однако "Ниндзяго" внезапно оборачивается для "Лего" и "Уорнеров" если не кассовой катастрофой, то ощутимой неудачей. В США фильм собрал за первый уик-энд лишь 20 миллионов долларов (вместо ожидаемых 35), в России ему в премьерные выходные не смогла покориться "гроссмейстерская" планка в 100 миллионов рублей. Оценки пользователей киносайтов по обе стороны океана также синхронно невысокие.
Причина, кажется, в том, что в "Лего" после двух громких хитов подуспокоились и уверовали, что публика будет из раза в раз ходить в кинотеатр не на историю, а на громкий бренд - как шоураннеры популярного телесериала на энном сезоне делают ставку не на сюжет, а на харизму любимых персонажей. "Ниндзяго" отличается от своих предшественников совсем уж примитивным и нелогичным сюжетом. Персонажи тут движутся из точки А в точку Б исключительно благодаря волюнтаристским решениям сценаристов, забывших словосочетание "драматургическая логика". Плюс ко всему ориентация на аудиторию от 2 до 6 (хорошо, максимум 10) лет тут вопиющая: родителям совершенно нечем поживиться. Да, для них есть камео Джеки Чана в игровых прологе и эпилоге, но оно настолько формально и необязательно, что погоды не делает.
И реакция взрослых зрителей на фильм вполне красноречива. Рядом со мной на обычном сеансе в мультиплексе сидел молодой отец с дочерью лет пяти. Оба с воодушевлением ждали начала картины и бойко реагировали на трейлеры. Через 20 минут после начала "Ниндзяго" папа уткнулся в свой телефон, а через 40 минут с его стороны уже раздавался храп. Дочь хоть и не уснула, но после просмотра не выказывала очевидного восторга.
В сердцевине "Ниндзяго" - история о торжестве семейных ценностей и взаимоотношений отцов и детей, разжеванная до состояния каши, которая приправлена большим количеством сладкого варенья. Для детского организма оно, может быть, и ничего, но в "Лего", похоже, забыли, что за билеты в кино платят все-таки люди чуть старше и их тоже нужно развлечь. В противном случае, нет ясности, какой резон тащить ребенка на полнометражную анимацию, которая по большинству параметров (от качества картинки до уровня сценария) ничем не превосходит многочисленные мультипликационные сериалы, демонстрирующиеся бесплатно.