В четверг утром Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) сообщила, что "на территории военного склада наблюдается одиночная детонация боеприпасов", а премьер-министр Владимир Гройсман заявил о полном контроле над ситуацией.
Тем временем политический пожар начинает разгораться в Киеве. Все потому, что стандартное объяснение всех украинских несчастий - "рука Москвы" и "диверсанты ГРУ", на этот раз не привело к ожидаемому эффекту. При этом искать "внешние факторы" отказались даже те, кто может считать себя чемпионами антироссийской риторики. Так, удар по президенту нанес одиозный советник главы МВД Антон Геращенко. Взрывы в Калиновке он назвал "военной катастрофой", ответственность за которую лежит непосредственно на главе государства и руководстве генштаба, а отсутствие кадровых решений со стороны президента после ряда катастроф на военных складах Геращенко считает "преступным по отношению к безопасности страны". Дезавуировал информацию о диверсантах и главный военный прокурор Анатолий Матиос. "Диверсионных групп следствие на территории Винницкой области не установило, данных об этом нет. Второе: данных о беспилотных летальных аппаратах следствие, которое начало работать через полтора часа с начала взрывов, не установило. Никаких диверсионных групп, или тех, кого задержали, или кто-то сбежал - тоже не было", - заявил он. Таким образом, военный прокурор пошел против Службы безопасности Украины (СБУ) и военных, настаивающих на диверсии и даже сообщающих о задержании причастных к подрыву арсенала лиц. Конфликт между ведомствами усугубляется тем, что арсенал в Калиновке взорвался во время масштабных "антитеррористических" учений СБУ в Винницкой области, каковой факт дискредитирует спецслужбу.
Украинские эксперты единодушны: заявления Геращенко, Матиоса, и кампания по дискредитации армейского руководства - отражение борьбы украинских кланов за силовой ресурс. Глава генштаба Виктор Муженко, чьей отставки требует окружение Авакова, категорически отказался покидать пост. "Для тех, кто еще не понял - обвинить меня, моих подчиненных в бездействии не получится. Назначить крайних не получится", - написал он в "Фейсбуке".
В итоге крайним может оказаться Петр Порошенко, появившийся перед камерами спустя почти сутки после начала взрывов в Калиновке и выглядевший весьма утомленным. Злые языки утверждают, что несвежесть лица - последствие празднования его 52-летия, но не исключено, что глава Украины весь день изучал доклады Amnesty International и международного Проекта по разоблачению организованной преступности и коррупции (OCCRP), уличающие Украину в контрабанде оружия и имеющие все шансы стать "внешними факторами" для внутренней украинской политики.