Без вмешательства каких-либо отборочных комиссий театры сами предлагают к показу те спектакли, которые достойны вояжа в Москву. Конкурсной программы у фестиваля нет - принципиально; впрочем, ближе к финалу форума на этот раз 3 ноября - в торжественной обстановке - в Бетховенском зале Большого театра - вручается премия "Легенда". Уникальный формат был придуман Ассоциацией музыкальных театров России, которую возглавляет худрук Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян.
В этой изящной демократической конструкции читается, конечно, некий "батл" с "Золотой маской": как правило, в фестивальной афише оказываются спектакли, обойденные вниманием Национальной театральной премии. Правда, устроители "Видеть музыку" дипломатично и с улыбкой стараются обходить эту тему стороной. Так или иначе, любое нарушение монополии, соревнование всегда идет на пользу делу.
Нынешний театрально-музыкальный марафон стартовал двумя диаметрально противоположными произведениями. "Упражнения и танцы Гвидо" Театра им. Н.И. Сац, идет даже не на сцене, в пространстве декорационного цеха. Сам автор Владимир Мартынов говорит, что его сочинение отражает путь развития оперы от зарождения до дня сегодняшнего, отсюда и стремление смешать все жанры. А вот петербургский театр "Зазеркалье", который уже можно назвать "талисманом" фестиваля, так как он вновь его открывает, показал на сцене "Геликона", пожалуй, самую популярную оперу в мире - "Кармен" Бизе.
Одним из главных событий фестиваля должна стать мировая премьера - реконструкция утраченной оперы Клаудио Монтеверди ARIANNA. Ее воссоздал известный специалист по музыке эпохи барокко Эндрю Лоуренс-Кинг по либретто Оттавио Ринуччини и сохранившимся фрагментам музыки композитора, который считал эту оперу своим лучшим творением.