"Желтые сапожки" режиссера Джона Уэбстера - о том, волнуют ли на самом деле обычного человека проблемы глобального потепления. "Идеальное селфи" Марьям Разави - о девушке-блогере, живущей в Инстаграм. "Точка кипения" Элины Хирвонен - история о том, как сказывается на жителях страны растущий поток эмигрантов. Совершенно разные по тематике, стилистике и манере подачи, вместе эти фильмы представили целостный набор впечатлений о документальном кино Финляндии.
О различиях и сходстве европейского и российского фестивалей документального кино, о режиссерах и зрителях "Российская газета" беседует с членом дирекции финского фестиваля DocPoint Миной Лаамо и режиссером Элиной Хирвонен.
Мина, Элина, начнем с традиционного вопроса: как вас встретили Пермь и пермский зритель?
Элина Хирвонен: Прежде чем попасть в ваш город, я дважды бывала здесь на железнодорожном вокзале - ехала из Москвы в Пекин и обратно. И оба раза понимала, что хочу побывать в самой Перми, мне казалось, это интересное место. Сразу скажу, что мои ожидания оправдались. В первый же вечер мы посетили Горьковский парк, там было очень весело. Люди здесь удивительно отзывчивые.
Но особое впечатление произвел сам фестиваль. Публика, которая приходит на просмотры, просто потрясающая. А для меня это очень важно.
Мина Лаамо: Присоединюсь к словам моей коллеги по поводу желания приехать в Пермь: давно хотела и именно поездом. Фестиваль в Хельсинки больше вашего, мы собираем свыше 30 тысяч зрителей. Но "Флаэртиана" имеет свои, и очень важные, плюсы. Это небольшие залы, аудитория, очень грамотное обсуждение киноработ. Все то, чего не хватает в Хельсинки. Здесь я чувствую себя членом семьи документалистов, которая очень помогает в осмыслении происходящего.
На самом деле неважно, в каком городе или стране проходит фестиваль - объединение близких по духу людей, которых интересуют не только личные, но и глобальные, мировые проблемы. На подобном мероприятии ты находишь тех, кто думает так же, как ты, и есть возможность обсудить с ними что-то очень важное, задать новые вопросы, натолкнуться на новые размышления. Причем не только как режиссер, продюсер или сценарист, но и как зритель.
Что нового для себя вы открыли на этом фестивале?
Мина Лаамо: Для меня было важно, что люди не просто интересуются тем, как был снят фильм, сколько для этого понадобилось того или иного. Зрители "Флаэртианы" исследуют проблему, затронутую в картине, высказывают свое мнение. Как, например, было на обсуждении фильма "Желтые сапожки". И получается, что сам фильм - некая точка отправления для размышления о глубоких и значимых вещах, что и создает чувство единения, о котором я говорила.
И это на самом деле очень важно - обсудить происходящее с другими участниками фестивалями. Именно тогда появляется более понятная картинка происходящего в других частях света.
Элина, как появилась на свет ваша "Точка кипения"?
Элина Хирвонен: Лента для меня самой стала неожиданностью. Это фильм-исследование, он о беженцах и об отношении к ним местных жителей. Сначала об эмигрантах начинают говорить на кухнях, среди своих, затем разговоры выходят на улицу, а потом ты понимаешь, что уже вся страна говорит об этом.
И люди не просто говорят - они кричат. Хотят, чтобы их услышали.
"Точку кипения" мы сняли всего за год - она была нужна именно сейчас. Все происходило одномоментно и очень быстро - сбор денег на ленту, съемка, монтаж. Каждый участник съемочной команды отчасти рисковал, поскольку мы не были уверены до конца, что найдем средства на фильм. И в то же время все понимали: он обязательно должен быть снят.
После показа на фестивале DocPoint мы разместили "Точку кипения" в Интернете, и каждый мог высказать о ней свое мнение. За короткое время ленту посмотрели и обсудили множество зрителей. Большинство из них - 86 процентов - отметили, что понимания всего происходящего сегодня в Европе стало больше. И в этом главная сила документального кино - оно помогает объединять людей.
Можно ли ваш фильм назвать рекордсменом по срокам съемки?
Элина Хирвонен: Мой продюсер говорит, что это самый длинный фильм, снятый за самое короткое время самым коротким режиссером (имеется в виду небольшой рост Элины. - Прим. авт.).
Мина Лаамо: Документальные фильмы обычно снимают два-три года. Но есть и такие, что "созревают" лет пять-шесть. На фестивале показывали ленту "В ожидании жирафа", на нее ушло пять лет. А максимальный период работы над фильмом вообще неизвестен.
Сейчас я снимаю две картины и тоже не могу сказать, когда их закончу. Одна - о жизни двух мальчиков-беженцев, оставшихся без семьи. Они растут, взрослеют, меняются. Вторая - совсем другая. О принадлежности, о потерях, о том, как мы себя ощущаем, если теряем то, к чему привыкли и что любили. Это больше поэтический фильм. Когда он будет представлен зрителю, сказать не могу. Но обещаю, что обязательно привезу его на "Флаэртиану".
Значит, вы уже запланировали свое возвращение в Пермь?
Мина Лаамо и Элина Хирвонен: Когда мы шли на встречу с вами, то обсуждали, что обязательно нужно будет вернуться в Пермь. И обязательно поездом.
В нынешнем году на "Флаэртиане" прошло три конкурса. Все "Нануки" нашли своих обладателей. Один из них, именной, был вручен президенту Пермского классического университета Владимиру Маланину, стоявшему у истоков сотрудничества фестиваля и вуза.
Победители международного конкурса: Гран-при за лучший фильм и приз "Большой золотой Нанук" получила лента "Калабрия" (Пьер-Франсуа Соте, Швейцария), "Серебряного Нанука" удостоены фильмы "Взрослые" (Чили, Нидерланды, Франция) и "Зона Франка" (Чили, Франция), приз зрительских симпатий - у фильма "Конкурс" (Евгений Ховаев, Россия), открывавшего фестиваль.
Победитель национального конкурса "Российская Флаэртиана": "Малый золотой Нанук" получил фильм "В центре циклона" (Елизавета Козлова, Россия).
Победитель студенческого конкурса: лента "Достояние республики" (Анна Кузнецова, Россия).