Ростехнадзор нашел слабые места в сибирской энергосистеме

Аварийность на объектах генерации Сибирского федерального округа в этом году снизилась на 9,3 процента, а количество нештатных ситуаций с сетями увеличилось на 2,5 процента. При этом наблюдается небывалый за последние годы рост системных аварий, охватывающих целый ряд регионов.

Если за весь прошлый год в Сибири произошло девять таких ЧП, то за восемь месяцев 2017-го - одиннадцать. На прошедшем в Кемерове выездном заседании правительственной комиссии по подготовке субъектов электроэнергетики СФО к работе в осенне-зимний период напомнили о самой масштабной в этом году аварии. 27 июня на Братской ГЭС сработала противоаварийная автоматика. Причем сработала ложно, никаких реальных причин (в виде превышения параметров по электросети) для этого не существовало. Тем не менее автоматика дала команду на отключение потребителей иркутского алюминиевого завода. А это ни много ни мало 800 мегаватт.

- Естественное перераспределение мощности привело к тому, что по линии Братск-Озерная переток мощности увеличился с 1000 до 1800 мегаватт, превысив максимально допустимые параметры, а дальше должно было сработать резервное устройство разгрузки и перегрузки, но этого не произошло из-за неправильной его настройки и монтажа цепи. Вместо отключения генерации в Иркутской энергосистеме произошло отключение нагрузки потребителей на алюминиевых заводах, - уточнил зампредседателя правления "СО ЕЭС" Сергей Павлушко.

А дальше пошла цепная реакция. Отключились семь линий электропередачи мощностью 500 кВ, в результате чего часть объединенной энергосистемы Сибири (Красноярская, Иркутская, Бурятская и Забайкальская системы) перешли на изолированную от ЕЭС России работу с избытком мощности и кратковременным повышением частоты электрического тока. По данным минэнерго РФ, в Сибири отключилось генерирующее оборудование суммарной мощностью около семи ГВт, в том числе авария затронула Березовскую и Назаровскую ГРЭС, Богучанскую, Красноярскую, Усть-Илимскую ГЭС. В общей сложности электроэнергии лишились почти 265,2 тысячи бытовых потребителей в Красноярском крае и Забайкалье, Кемеровской области и Республике Бурятия. В зоне отключения оказались шесть сибирских алюминиевых заводов и один авиационный.

- Это классическая системная авария, когда одно цепляется за другое, и в итоге приводит к существенным последствиям, которых раньше не было: в общей сложности в Сибири отключилось 6600 мегаватт, что сопоставимо с мощностью объединенных систем Северо-Запада и Юга России, - резюмировал Павлушко.

Комиссия Ростехнадзора уже сделала свои выводы. Предусмотрены определенные технические мероприятия. Однако, по мнению экспертов, особое внимание следует уделить нормативно-правовой стороне проблемы. И первое, что требуется, - выпустить системные технические параметры, обязательные для всех субъектов электроэнергетики, и документы, регламентирующие оперативные действия и ответственность на каждом этапе технологического процесса.

Еще одна серьезная проблема - повышенная аварийность на энергосетях. Такие ЧП стали чаще происходить в Томске, Омске, Алтайском крае, Республике Хакасия. Как сообщил руководитель Сибирского управления Ростехнадзора Дмитрий Веселов, проверка готовности к зиме выявила более семи тысяч нарушений норм и правил, которые могли привести к нештатным ситуациям. Большинство из них - в Красноярском крае и Кемеровской области.

- За последний год в Кузбассе произошло двенадцать аварий, связанных с обрывом проводов из-за износа: провод попросту перегорел, - сообщил Веселов. - В результате были обесточены предприятия угольной промышленности, и каждое из отключений могло повлечь за собой ЧП на объектах подземной добычи. Например, 11 сентября из-за обрыва перегоревшего провода на ЛЭП классом напряжения 110 кВт от энергоснабжения были отключены три шахты и 81 социально значимый объект. К счастью, люди на поверхность выйти успели. Другой серьезный момент - разрушение опор, формальный подход к капремонту электрооборудования, трансформаторных подстанций и воздушных ЛЭП. Работы эти зачастую выполняются только на бумаге.

При этом сетевым компаниям удалось сохранить учебные центры для подготовки и переподготовки кадров. В отличие от отечественной гидрогенерации, на объектах которой сегодня наблюдается рост аварийности.

- Большой пробел мы получили в начале 2000-х годов, когда старые кадры уже ушли, а молодых учить было некому, и ситуация с персоналом осталась в подвешенном состоянии, - отметил заместитель министра энергетики России Андрей Черезов. - Сейчас определенная работа ведется, и нужно ее продолжать. Дальнейшее развитие энергетики будет связано с подготовкой кадров, потому что все труднее выбирать из тех, кто претендует на трудоустройство в энергетические компании в последние годы. Даже большая зарплата, увы, не гарантия того, что удастся принять на работу высококлассного специалиста.

Прямая речь

Андрей Черезов, заместитель главы минэнерго РФ:

- Работа противоаварийной автоматики, к сожалению, в последнее время вызывает множество вопросов. Субъекты энергетики зачастую самовольно, помимо проекта, ставят системы технологической защиты, которые впоследствии меняют режимы работы всей энергосистемы. За последние пять лет внедрен большой блок нового коммерческого оборудования, и, очевидно, есть несогласованные моменты в его настройках и регулировках. Много вопросов и к взаимоотношениям субъектов электроэнергетики, которые также почему-то решили, что они могут действовать без согласования с системным оператором. Именно определенный дисбаланс в нормативно-правовой базе позволил всему этому развиться. Необходимые решения уже приняты. Ситуация на контроле у правительства РФ. Это касается и вопросов, связанных с подписанием регламентов. Чтобы действия системного оператора и субъектов энергетики были согласованными, никаких пробелов в регламенте быть не должно. Аварию, начавшуюся с Братской ГЭС, спровоцировали как раз несогласованные действия двух энергосистем. Регламент не был подписан, и системный оператор, соответственно, не контролировал всю ситуацию. Станции не выходили, как положено в автоматическом режиме, на регулирование. Теперь это будет жестко контролироваться. Вольница закончилась. Энергосистема в стране единая, и субъектам энергетики следует жить в ее рамках и по ее законам. Параметры и другие требования, которые к энергосистеме предъявляются, должны четко выполняться. Иначе рост системных аварий не остановить.