Еще не старые на вид панельные хрущевки буквально плачут при каждом дожде. Прохудившаяся кровля напоминает решето и от влаги совершенно не спасает. Жильцы пытаются бороться с сыростью своими силами - застилают чердаки старыми клеенками, подставляют тазы и банки. Все без толку. Потолок и стены давно покрыты толстым слоем черной плесени, проводка регулярно перегорает, трубы разваливаются на куски, а подвалы затоплены. Горячей воды нет с 1989 года, в каждой квартире стоит бойлер, а счета за электричество доходят до трех тысяч рублей в месяц.
Многодетная мать Людмила Бизяева с тремя ребятишками живет в доме №73 по Приморской улице два года - практически напротив муниципальной администрации, где у входа красуется черный люксовый BMW главы Лебяжьего. Когда мы приезжаем, она на работе, дома только ее старенькая мама - собственница квартиры. Запах - как в бане. Потолок давно почернел от плесени. Повсюду сырость. Света нет - собираются тучи, вечером снова польет, включать опасно, не ровен час, очередное короткое замыкание. Дети сбились в кучку на диване - как и чем они тут дышат, непонятно. Мы с фотографом выдерживаем не больше 10 минут, а потом бежим на свежий воздух. По идее, сюда давно пора звать специалистов санэпидемстанции.
- В СЭС мы пока не обращались. Поскольку жилье муниципальное, они должны нам вывести грибок. Если не сделают, будем обращаться, - рассказывает Людмила. - Я однажды спросила у главы местной администрации Александра Магона, живут ли его дети в таких же условиях, на что получила ответ - мол, меня его дети не должны волновать.
Людмила работает продавщицей в продуктовом магазине. Смена - с девяти утра до девяти вечера, два через два. Квартиру они с мамой получили как погорельцы: здесь же, в Лебяжьем у них несколько лет назад сгорел дом. Интересно, согласился бы глава поселка поменяться с ней жильем?
У соседки Людмилы по дому Алены Еременко другая проблема - в подъезде сгорела щитовая, а в квартире розетки пришлось срочно выдирать "с мясом", чтобы дом не сгорел. Теперь в стенах дырки, из которых мрачно торчат наспех замотанные изолентой провода, а на кухне возле вытяжки болтается удлинитель с гроздью тройников.
- Проводку в коридоре и на кухне пришлось отрезать, теперь света нет. Во время последнего дождя все замкнуло, нужно полностью менять провода, - говорит Алена. - Вот за диваном мы уже сами изолировали, потому что искрило так, что мама не горюй. В доме работает всего одна розетка - в ванной, где бойлер. Когда четыре года назад сгорела щитовая, во всем обвинили электрика, который там же и погиб. Подъезд был весь черный, но тогда хотя бы сделали ремонт и даже застеклили балкон - стеклами с помойки.
При этом квартплату семья старается вносить вовремя, хотя работы в Лебяжьем почти нет. "Муж у меня сначала был в мэрии слесарем, но потом ушел, потому что не платили. Зарплату приходилось выклянчивать", - сетует хозяйка.
Оксана Кушниренко, живущая в доме №5 по Пляжной улице - практически ветеран коммунального фронта. Она уже шесть лет обивает пороги чиновников и пишет жалобы и заявления куда только можно. Без особого эффекта.
- Я живу здесь с 1985 года. А жалобы начала писать с 2011-го. На тот момент нас обслуживала управляющая компания "Беста-сервис" - они обещали сделать ремонт. Вроде подлатали крышу, но она все равно протекает. На них тоже было много жалоб, даже сам глава администрации приходил с телевидением. Жилищная инспекция обязала сделать ремонт - это было в 12-м или 13-м году. Составили акт о протечках, и с тех пор тишина. Потом была компания "Наш дом" - буквально год просуществовала и тоже много чего обещала. Теперь у нас МБУ Лебяжен-ское. После того как мы заключили договоры, я еще в феврале написала заявление - заранее зная, что начнутся дожди и будет все течь. Его зарегистрировали, ответа до сих пор нет. При личной встрече замдиректора Владимир Базикалов сказал: "Мне больше заняться нечем, кроме как отвечать на ваши заявления".
Получается, за считанные годы в поселке сменились три управляющих компании. Причем первые две имеют не лучшую репутацию. Например, информация о "Беста-сервис" фигурировала в коррупционном скандале с участием тогдашнего главы Ломоносовского района Евгения Устинова, который в 2014 году был осужден за превышение должностных полномочий. А работа компании "Наш дом" вызвала столько нареканий со стороны прокуратуры, что жильцы решили отказаться от ее услуг. И выбрали свою, родную УК, созданную при местной администрации.
- Когда на собрании собственников выбирали управляющую компанию, остановились на МБУ Лебяженское. Мы знали Базикалова, который раньше был главой поселка и депутатом, поэтому ему поверили, - оправдывается Оксана. - Но крышу починить нам даже не обещали. Заявления носим - никакого ответа. У меня зарплата меньше 30 тысяч рублей на руки, квартплата - около шести тысяч. Мы делаем ремонт в квартире по мере возможности, но деньги приходится откладывать - последний раз он обошелся нам в сто тысяч, копили. И уже к зиме начали подтекать потолки, а потом обвалились. Стояки никуда не годятся: я видела кусок трубы весь в дырках от старости и сантехника в подвале по пояс в воде.
Впрочем, у главы МБУ Лебяженское Николая Рубанова свои аргументы. По его словам, муниципальной компании, приступившей к работе только в ноябре 2016 года, досталось непростое наследство - большинство домов построено в конце 1960-1980-х годах, причем их ни разу капитально не ремонтировали. Программа Фонда капремонта Лен-области предполагает ремонт всего четырех зданий, но и для них конкретные сроки не указаны.
- Анализ смет показывает, что речь идет о замене инженерных сетей водоотведения, теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения. Ремонт кровли и электрических сетей почему-то не предусмотрен, хотя это является основным фактором социального напряжения собственников жилья, - отмечает Рубанов в ответе на запрос "РГ". - В отношении дома 73 по Приморской улице нами достигнута договоренность о ремонте участка кровли к 10 октября. Остается ждать погоды и средств.
Еще один "привет из прошлого" - отсутствие горячей воды. "Весь поселок греет воду сам, - замечает Оксана Кушниренко. - Котельная есть, но к 1990-му году воду сначала стали давать по часам, а потом вообще отрубили. Где-то уже и стояки спилили".
- В 1980-х годах в котельную Лебяжьего подавалась агрессивная по химическому составу вода, к тому же в недостаточном количестве. Поэтому в 1989 году было принято решение о прекращении подачи горячего водоснабжения, оставив только отопление, - уточняет Рубанов. - В результате наружные инженерные сети, предназначенные для ГВС, с течением времени вышли из строя.
Областные власти готовы предложить выход из ситуации. В идеале об этом давно должны были позаботиться сами муниципальные власти - например, добиться, чтобы дома в Лебяжьем получили приоритет в очереди на капремонт. Но раз уж этого сделано не было, а дела давно пущены на самотек, есть еще возможность обратиться к губернатору области с просьбой выделить дополнительные средства из резервного фонда.
- В комитете прошло совещание с администрацией муниципального образования и руководством управляющей компании МБУ, - рассказал Тимков. - В течение недели они подготовят полный перечень мероприятий, необходимых для приведения жилищного фонда в порядок, и их ориентировочную стоимость. Исходя из этого будем решать, какие виды работ по какой программе возможно выполнить, из какого источника будет идти их финансирование.
По словам директора МБУ, проблема состояния жилищного фонда в Лебяжьем вызвана нехваткой денег, отчасти связанной с "мягкой тарифной политикой муниципальных властей". Квартплата в Лебяжьем не росла с 2010 года. Рубанов считает, что тарифы давно пора повысить, хотя это и вызовет недовольство жильцов. Однако иначе жилищники просто не смогут содержать вверенные им дома.
К слову, с этим аргументом частично согласны и в областном комитете по государственному жилищному надзору. Как отметил глава комитета Александр Тимков, тариф на содержание и текущий ремонт зданий в Лебяжьем - от 11 до 17 рублей за квадратный метр - один из самых низких по области. В отдельных районах его величина доходит до 40 рублей. Впрочем, даже в населенных пунктах с низкими тарифами находятся управляющие компании, способные содержать дома в порядке. К сожалению, Лебяжьего это не касается. Отчасти из-за "убитого" жилого фонда, отчасти из-за того, что жильцы против роста квартплаты.
В последнюю редакцию краткосрочного плана региональной программы капремонта многоквартирных домов в Ленобласти на 2018-2019 годы включено уже восемь домов в Лебяжьем. Среди них есть и дом №5 по Пляжной улице. Суммы на ремонт варьируются от одного с небольшим до 45 с лишним миллионов рублей. Сюда входит ремонт инженерных сетей, подвалов, фасада, фундамента, а также установка общедомовых приборов учета. О замене кровли речь не идет. Дома №73 по Приморской улице в плане нет, туда попал только соседний, 75-й.