В Петербурге поставили оперу "Октябрь" о событиях революции

Музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ опера" 100-летие Октябрьской революции готовится отметить оперой Вано Мурадели "Октябрь". Написанная в 1961 году, она лишь однажды увидела свет со сцены Большого театра в Москве. Получила весьма сдержанную критику и больше на подмостках не появлялась.

Но художественный руководитель театра Юрий Александров считает, что творчество композитора Мурадели недооценено со-временниками. Его имя, заклейменное в 1948 году специальным постановлением ЦК партии "за формализм" в опере "Великая дружба", навсегда осталось в нашей истории как символ второсортного, некачественного. А ведь Мурадели был замечательным мелодистом и весьма интересным аранжировщиком. Достаточно вспомнить хотя бы такие его песни, как "Бухенвальдский набат" или "Гимн космонавтов" ("Я - Земля! Я своих провожаю питомцев...").

По мнению Александрова, опера "Октябрь" - значительное произведение, которое отличает прежде всего выразительная и очень разнообразная музыка, звучащая на редкость современно.

- Здесь такие терпкие гармонии, - отмечает Александров.

Неслучайно новый спектакль постановщики назвали "Октябрь: 17- го", не уточняя век. Цифра здесь - и дата событий, происходящих в опере, и грядущий юбилей, и даже возраст героев, о которых идет речь в произведении.

Режиссер-постановщик убрал из своего произведения линии, касающиеся расстановки классовых сил и борьбы народных масс. Здесь, в отличие от премьеры прошлого века, не будет ни поющего в Разливе Ленина, ни хора революционных матросов с "Авроры". Зато отчетливо прозвучит чистая и трагическая история первой любви. Сестру милосердия Марину любит белогвардеец Масальский. Она же влюблена в Андрея. Он - большевик, агитатор. И Масальский послан с заданием убить Андрея. Однако Марина закрывает любимого своим телом и гибнет.

- Мы хотим сделать спектакль про человеческие чувства в эпоху великих потрясений. В этой революционной каше гибнет прекрасная девушка, потому что мужчины, увлеченные борьбой за свои представления о том, что должно и как надо, не смогли ее защитить, - поясняет режиссер.

Примечательно, что, помимо текста оригинального либретто, в опере прозвучат стихи поэтов Серебряного века: Бальмонта, Блока, Гиппиус, Ахматовой, Маяковского. Поэтическую линию в спектакле ведут студенты Института сценических искусств. Более того, и премьера состоится 7-8 ноября на сцене учебного театра института.

- Это - актовый зал бывшего Тенишевского училища, студентами которого были Набоков и Мандельштам, здесь впервые был поставлен "Балаганчик" Блока, так что спектакль многое "наследует по прямой" у того помещения, где он прозвучит, - отмечает декан факультета музыкального театра Елена Третьякова.

В новом спектакле не будет ни поющего в Разливе Ленина, ни хора революционных матросов с "Авроры"

Сцена в залах у графини, за которую так ругали советские рецензенты постановку Большого театра, станет, по всей вероятно-сти, одной из самых выразительных в новом спектакле. Во всяком случае, ария "Танго Графини", которую на пресс-показе исполнила для журналистов Наталья Вино-градова, прозвучала весьма интересно.

Кстати

Спектакль "Октябрь: 17-го" станет завершающей частью трилогии "Чтобы помнили". К ней Юрий Александров относит свои постановки опер "Крым" Мариана Коваля и "Молодая гвардия" Юлия Мейтуса, премьеры которых состоялись в прошлом и позапрошлом годах.

Тем временем

В музее Кирова открылась выставка "Совершенно переделать человека!"

Она приурочена к 100-летию Октябрьской революции и посвящена такому уникальному советскому проекту 1917-1930-х годов, как создание "нового человека".

Выставка рассказывает, как шло формирование новой личности в совет-ском государстве, какие методы для этого использовались. Основное внимание в экспозиции уделяется идеологическому воспитанию и изменениям в системе образования в 1920-1930-е годы.

Здесь представлено большое количество фотографий "новых людей": пионеров, комсомольцев, рабочих, ударников, спортсменов; плакаты, документы, а также книги из мемориальной библиотеки Сергея Кирова. Большин-ство материалов экспонируется впервые.

Инсталляции и интерактивные игры знакомят посетителей с физическими параметрами и духовными ценностями нового человека, новыми праздниками, аббревиатурами и правилами орфографии, внедренными в русский язык после 1917 года. Гости музея смогут "вступить" в пионерскую организацию, комсомол и ВКП(б), "собрав" утиль, решив тесты политграмоты и другие задания из политической литературы 1920-30-х годов.