Спасатели Казахстана, Белоруссии и России будут ежеквартально учиться прогнозировать ЧС, а также Россия и Белоруссия безвозмездно обучат на базе своих учебных заведений казахских водолазов.
Кроме того, казахская сторона высказала просьбу к своим российским коллегам поделиться опытом ликвидации селей и прислать им методички по борьбе с этим видом стихии. Глава МЧС Владимир Пучков, который накануне прилетел в Астану во главе российской делегации, не стал ждать перерыва и тут же дал распоряжение решить этот вопрос. На первом же кофе-брейке, начальник департамента гражданской защиты МЧС России генерал Андрей Лутошкин связался со своими подчиненными в Москве, и через несколько минут все методические материалы были уже у спасателей МВД Казахстана. Дело в том, что у России действительно накоплен колоссальный опыт по ликвидации последствий схода селей. Северный Кавказ регулярно тренирует наших спасателей и проверяет на прочность в боевых условиях. А сели - это, как выяснилось, бич и Казахстана.
- География природных угроз не признает государственных границ, а борьба со стихией в одиночку не может быть эффективна. Только консолидация международных усилий в области борьбы с катастрофами является залогом безопасного будущего, - сказал Владимир Пучков. - Ключевым элементом в борьбе с современными трендами, рисками и угрозами является укрепление приграничного и регионального сотрудничества.
По итогам совещания коллеги Пучкова, белорусский министр МЧС Владимир Ващенко и казахский глава МВД Калмухамбет Касымов подписали протокол, предполагающий углубление взаимодействия в научно-технической области.
Интересно, что если на заседании еще чувствовалась протокольная атмосфера, то после нее спасатели собрались на научно-технический совет. И вот на нем только наличие трех флагов напоминало о том, что насущные проблемы обсуждали представители разных стран. На русском без акцента и по-деловому - за столом спорили и обсуждали многие узкоспециальные вопросы друзья-коллеги, которые давно друг друга знают, но по каким-то причинам просто некоторое время не виделись. А "часы сверяли" по таким вопросам, как подготовка сил к реагированию на землетрясения и использования данных космического мониторинга. Особую дискуссию вызвал и достаточно много времени пришлось уделить вопросу тушения пожаров в многоэтажных зданиях. И это не случайно, поскольку, как выяснилось, нигде в мире не выработано единого решения этой проблемы. По-настоящему максимально эффективных решений по тушению верхних этажей и спасения там людей нет. Есть наработки, и порой неплохие, но как показывает опыт, и глава МВД Казахстана об этом сказал, нередко при пожарах в высотках пожарные наравне со случайными зеваками также выступают в роли зрителей, только профессиональных. И привел пример. В Астане есть два знаменитых здания, которых местные жители не знают по названиям учреждений, находящихся в них. Одно - это многоэтажное здание министерства транспорта. За своеобразную форму его еще во время строительства прозвали "зажигалкой". Когда оно вскоре загорелось, это название так за ней и закрепилось. А плавящиеся и горящие панели с верхних этажей "зажигалки" падали на здание евразийского банка, которое после пожара стали называть "пепельницей". Так теперь таксистам и говорят, если хотят подъехать к минтрансу и банку: подбросить к "зажигалке" или "пепельнице".
Глава МЧС России очередь подтвердил, что проблема действительно очень серьезная, и привел один пример. Во время пожара на Останкинской башне путь подготовленных пожарных по внутренней лестнице башни занимал 2,5 часа. Малоэффективных оказывается и тушение башен с вертолета. При сбросе воды из выливного устройства динамический удар указывается таким, что возможно обрушение здания.
Сейчас во всем мире идет напряженный поиск мер спасения с небоскребов. Наши три страны сегодня также договорились, что будут совместно работать над решением этой проблемы.
А следующее, шестое заседание пройдет через год также в сентябре, но уже в России на Алтае. Договоренность об этом достигнута.