01.10.2017 21:54
    Поделиться

    Как в России рождаются и погибают крупные авиакомпании

    Как в России рождаются и погибают крупные компании
    До 25 ноября будут находиться под домашним арестом гендиректор и главный бухгалтер "ВИМ-Авиа". Они могут общаться со следователем и сотрудниками тюремного ведомства. Но не могут пользоваться компьютером, телефоном и встречаться с родными. Все остальное - по разрешению суда.

    Отправились в крутое пике

    Следствие работает ударными темпами. Буквально за несколько часов до суда Кочневу и Пантелеевой было предъявлено обвинение в мошенничестве.

    По данным, полученным из собственных источников, корреспонденту "РГ" стало известно, что следствие продолжает устанавливать причастных к хищению денег "ВИМ-Авиа" и двумя фигурантами дело скорее всего не закончится. Это означает, что в самое ближайшее время число задержанных увеличится.

    Напомним, Следственный комитет расследует уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Максимальный срок - десять лет лишения свободы. Пока арестованные вины не признают.

    Сейчас со следователями общаются должностные лица авиакомпании. Владельцы, супруги Рашид и Светлана Мурсекаевы, недоступны для тех, кто задает вопросы под протокол. По данным следствия, они скрылись за рубежом - их местонахождение устанавливается. Ищут самого Мурсекаева и его активы, которыми надо гасить ущерб пострадавшим. Мурсекаев, похоже, улетел в Турцию. Если это так, то из Турции он, вероятно, перебрался в Арабские Эмираты, где у него, по слухам, есть недвижимость. Эмираты и Мурсекаева связывает многолетнее сотрудничество. Его авиакомпания арендует в Дубае, по словам источника в правоохранительных органах, роскошный офис под представительство. Уже известно, что широкофюзеляжные самолеты Мурсекаев взял в лизинг у авиакомпании Emirates, которую основало правительство ОАЭ.

    Представительство авиакомпании Мурсекаева открыто и в Узбекистане. А в Германии он финансировал местную грузовую авиакомпанию Air Cargo Germany. Недвижимость осталась и в России. Но самые "свежие" данные удалось найти лишь шестилетней давности. У Мурсекаева квартира в центре Москвы, в Скатертном переулке.

    От Домодедова до Богатых Саб

    Взлет "ВИМ-Авиа" начался с 200З года, когда Paшид Mуpceкaeв купил 12 пoдepжaнныx "Бoингoв". Потом зaключил coглaшeния c туpфиpмaми и нaчaл тecнить дpугиx пepeвoзчикoв. Mуpceкaeв никoгдa нe paбoтaл в aвиaиндуcтpии, xoтя в ней paзбиpaлcя.

    B начале 1990-x oн вместе c зeмлякoм из Бapнaулa Cepгeeм Heдopocлeвым зарабатывал на пocтaвкaх товаров шиpпoтpeбa и пpoдуктoв из Aзии в cчeт дoлгoв зa poccийcкoe opужиe и aвиaтexнику. Называлась тогда их кoмпaния "Бeлуxa". Параллельно компания cкупaлa aкции oбopoнныx и aвиaциoнныx зaвoдoв. "Бeлуxa" прекратила существование спустя семь лет, и партнеры пошли дальше разными путями.

    Сейчас с "авиационным" направлением бизнеса Мурсекаева начали разбираться следователи. Им, возможно, придется изучать не только проблемы на просторах родины. Уже понятно, что Мурсекаев активно развивал бизнес в разных уголках мира - в Германии, в Ирландии, в Арабских Эмиратах и Узбекистане.

    По данным из открытых источников, у Мурсекаева как минимум до 2014-го оставался "самолетный" бизнес в Ирландии. Компания City Leasing Limited расположена в Дублине. Директором ирландской фирмы числился россиянин Алексей Курин. Любопытно, но человек с таким же именем выступал инициатором банкротства авиакомпании "Башкортостан", которая задолжала структурам "ВИМ-Авиа" крупную сумму.

    Тем удивительнее звучат новости об этой компании сегодня. Оказывается, местом юридической прописки "ВИМ-Авиа" был небольшой поселок Богатые Сабы в Татарстане. А уж фото головного офиса, расположившегося в ветхом ангаре, которое облетело всю страну, здесь и вовсе восприняли как анекдот. Но, увы, все оказалось всерьез.

    Тихую регистрацию "ВИМ-Авиа" в Татарстане, состоявшуюся в феврале 2016 года, заметил лишь круг экспертов. И тогда они терялись в догадках, с чем связан переезд? И кто бы мог подумать, что "ВИМ-Авиа" перебралась в Татарстан на своем излете. Впрочем, на тот момент никто еще не видел, где именно открыла свой офис компания. Тогда бы, пожалуй, и без глубокого финансового анализа стало бы ясно, что дела ее плохи. Здание выглядит как нечто среднее между складским помещением и большим сараем. Международный авиаперевозчик, базировавшийся в Домодедово снимал в нем комнатушку за скромные пять тысяч рублей в месяц. Когда там появился столь экзотичный арендатор, местные жители шутили: теперь у нас самолеты будут взлетать.

    Но самолеты не полетели. Лишь изредка здесь появлялись двое представителей "ВИМ-Авиа" и что-то делали в офисе. Теперь комната заперта. А на днях со здания сняли ярко-красную вывеску "ВИМ-Авиа", столь абсурдно здесь смотревшуюся.

    Погорели на тарифах

    На чем же "погорела" компания? "ВИМ-Авиа" была известна своими низкими тарифами.

    Ее руководство придерживалось во всем модели бюджетного перевозчика и зарабатывало на больших объемах перевозок в пиковый сезон. Всего за полтора года авиакомпания превратилась в крупнейшего чартерного оператора, отмечают эксперты.

    Но ставка на низкие цены на перевозку и большой оборот - очень рискованная стратегия. Небольшой сбой - и вся экономика авиакомпании может рухнуть как карточный домик. Что и случилось. В начале этого лета не вовремя пришли с техобслуживания самолеты, и начались массовые задержки рейсов.

    Еще в феврале 2016 года, когда "ВИМ-Авиа" переехала в сельский дом, можно было догадаться, что дела ее плохи

    К этому прибавился "знаменатель" общей экономической ситуации. Низкая инфляция стала одной из причин ухудшения финансового состояния "ВИМ-Авиа", так как ее бизнес-модель в этих условиях оказалась неэффективной, такое мнение высказал глава минэкономразвития Максим Орешкин. "Компания привлекает деньги населения, продавая заранее билеты. В условиях низкой инфляции она может зарабатывать на этом гораздо меньше денег. Это приводит к ухудшению финансового состояния", - объяснил Орешкин.

    И вот итог. Следствие продолжается. А застрявших в аэропортах пассажиров "ВИМ-Авиа" возят за бюджетные деньги.

    Поручение

    Полетели самолетами "России"

    Два самолета Ту-214 специального летного отряда "Россия", который обычно обслуживает первых лиц государства, вывезли часть пассажиров "ВИМ-Авиа" из Турции.

    Также Минтранс планирует в среду представить в Госдуме предложения по изменениям в воздушное законодательство, в том числе касающиеся финансовых проверок авиакомпаний. Об этом в воскресенье в ходе пресс-конференции сообщил глава ведомства Максим Соколов. Он проинформировал, что в понедельник останется перевести менее тысячи пассажиров "ВИМ-Авиа" с просроченной датой вылета. А вопрос отзыва сертификата "ВИМ-Авиа" будет решаться в ближайшие две недели. При этом вывоз туристов, застрявших в Турции по вине "ВИМ-Авиа", должен завершиться в понедельник, 2 октября. До 15 октября сохраняются регулярные рейсы "ВИМ-Авиа" на Дальний Восток, уточнили в Росавиации.

    В будущем для минимизации таких проблем будет создан фонд страхования риска авиапассажиров, сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, к концу года будет принят закон об этом и о финансовой устойчивости авиакомпаний, с пересмотром нынешних критериев. Которые минтранса раскритиковал глава государства, поскольку они не позволили предотвратить кризисную ситуацию вокруг авиакомпании "ВИМ-Авиа". И уже в четверг президент подписал указ, в котором министру транспорта Максиму Соколову объявлено "дисциплинарное взыскание в виде неполного служебного соответствия".

    Личное мнение

    Нестандартный бизнесмен

    Азат Хаким, председатель совета директоров "Тулпар Аэро Групп":

    - С Рашидом Мурсекаевым я знаком с 2003 года. Это нестандартный бизнесмен. То, что он делал, часто было непонятно многим участникам рынка.

    Его проблема в том, что он взял очень резкое ускорение. Набрал много бортов, особенно больших "Боингов-777". А за них лизинг очень высокий. Переоценил свои финансовые возможности. В Татарстане он зарегистрировался, скорее всего, потому, что искал финансового партнера. Понимал, что появились проблемы. Ему нужен был не инвестор, а, видимо, акционер. А еще у него была идея запустить грузопоток в Россию из Китая через Казань.

    Поделиться