Пионерами реформы стали МЧС, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор и Ространснадзор. На них приходится почти половина проверок, проведенных федеральной властью в первом полугодии. Чек-лист - это по сути опросник (список контрольных вопросов). В него вошли необходимые и достаточные обязательные требования для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и охраняемых законом ценностей, объясняет Михаил Прядильников, руководитель Проектного офиса по реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".
Формы чек-листов должны находиться на сайтах ведомств и на сайте реформы госконтроля (контроль-надзор.рф). Внедрение чек-листов позволит предпринимателям понять, что может проверить контролирующий орган, а что не может, отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Поскольку обязательные требования по каждому виду надзора исчисляются тысячами и десятками тысяч, ни один главный инженер или управляющий не может гарантировать, что он изучил все законы, постановления, правила, приказы и разъяснения и что его предприятие полностью готово к проверке.
Чек-листы помогут более уверенно и спокойно пережить визит инспекторов. Они содержат не только контрольные вопросы, но и указывают, какие требования проверяются строго на глаз, а какие - с помощью приборов, в лабораториях и так далее.
Первоначально проверочные листы будут использоваться в рамках экологического надзора, контроля над соблюдением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора, земельного надзора в отношении земель сельхозназначения, транспортного надзора, контроля в области транспортной безопасности. Всего Проектный комитет одобрил 70 проверочных листов для использования с октября этого года, сообщил Михаил Прядильников.
По его словам, первые три месяца работы по чек-листам рассматриваются как тестовый период. В это время Проектный офис Аналитического центра при правительстве будет ежемесячно собирать информацию от контрольно-надзорных органов и бизнеса о возникающих проблемах при использовании чек-листов.
Следующая партия проверочных листов будет утверждена к использованию с 1 января 2018 года. К тому времени будет учтен опыт использования чек-листов, введенных с 1 октября. Все надзорные мероприятия в отношении бизнеса должны быть переведены на чек-листы с 1 июля 2018 года. Помимо названных ведомств участниками приоритетного проекта "Реформа контрольной и надзорной деятельности" на данный момент являются Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Росздравнадзор, Роструд, Ростехнадзор, МВД и Федеральная таможенная служба. На 12 ведомств-участников приходится более 90 процентов проверок.
Одна из целей проекта - снижение не менее чем наполовину административной нагрузки на бизнес к 2025 году. Общее число плановых проверок в следующем году снизится - от них освобождены почти 60 процентов поднадзорных объектов, пояснили в департаменте проектной деятельности правительства. В план на 2018 год включены проверки 13 тысяч объектов чрезвычайно высокой категории риска и более чем 200 тысяч объектов высокой категории.
Принято решение отказаться от плановых проверок в области рекламного дела, различных тарифов, защите прав потребителей, розничной продажи алкогольной продукции и маломерных судов.
Индекс RSBI за третий квартал 2017 года, который считают в "ОПОРЕ России", оценивающий самочувствие малого и среднего бизнеса, демонстрирует рост деловой активности.
Она поднялась в производстве. В сфере услуг динамика замедлилась, в торговле заметных изменений не произошло. Особенно нелегко быть отпимистами маленьким компаниям. Банки по-прежнему меньше отказывают в выдаче кредита малому и среднему бизнесу, причем процент отказов здесь снижется (39 процентов в малом, 14 процентов - в среднем). А вот микробизнесу получить заемные средства сложнее: доля отказов превышает 50 процентов.
"В целом начиная с первого квартала 2017 года мы наблюдаем планомерный рост числа компаний, увеличивающих инвестиции", - говорится в исследовании. В третьем квартале 21 процент опрошенных предпринимателей заявил об увеличении инвестиций за счет собственной прибыли, а сокращали их только 8 процентов. Кварталом ранее инвестиции увеличивали 19 процентов, а сокращали - 12 процентов. Впрочем, от всех проблем это не избавляет, констатирует первый вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин.
Основная проблема бизнеса связана с налоговыми и неналоговыми платежами, а вторая - с падением спроса, перечислил он. "Еще один проблемный момент - регуляторика. Основная задача проверок и надзора все-таки не ловить, а обеспечить существование бизнеса. Много раз уже говорили о том, что множество требований к предпринимателю не обеспечивают безопасность, а, наоборот, лишь тормозят развитие предпринимательства. Одно ведомство пишет одно требование, второе - другое, и часто они просто противоречат друг другу", - считает Корочкин. Впрочем, теперь эта проблема должна потерять остроту.
Подготовил Тарас Фомченков