Единственное, о чем умолчал Порошенко, - это до смешного мизерный объем увеличенных квот, вероятность полного закрытия рынка единой Европы для украинских сельхозпроизводителей, причем в любой момент. Документ, ради которого украинские представители с весны обивали брюссельские пороги, опубликован в "Официальном журнале ЕС". Итак, Брюссель согласился принять дополнительно 2,5 тысячи тонн украинского меда, 650 тысяч тонн кукурузы и кукурузной муки, 350 тысяч тонн ячменя и 65 тысяч тонн пшеницы. Кроме того, украинцам дано право беспошлинно продать в Европу 500 тонн виноградного сока.
Легче всего уяснить реальные масштабы преференций со стороны ЕС, если вспомнить, что в прошлом году на Украине собрали 66 миллионов тонн зерновых и 28 миллионов тонн кукурузы. Несложные подсчеты показывают, что дополнительно реализовать на европейском рынке украинские аграрии смогут только 0,01 процента выращенной пшеницы и около 2 процентов урожая кукурузы. Такие же относительные показатели - от 0,1 до 3 процентов от общего объема произведенной продукции, и по другим 36 экспортным позициям, подлежащим квотированию со стороны Брюсселя.
Более того, европейские чиновники отдельно оговорили возможность "частичной или полной приостановки преференциальных мер", если Европейская комиссия "придет к выводу о наличии достаточных доказательств несоблюдения Украиной условий", а также процедуру оспаривания преференций со стороны государств-членов ЕС, чувствующих себя ими ущемленными. С учетом осложнившихся из-за закона "Об образовании" отношений Киева с Варшавой, Бухарестом и Будапештом торгово-юридические войны Украины с западными соседями уже не выглядят фантастикой.
Впрочем, официальный Киев доволен сегодня и такими, со всех точек зрения унизительными знаками внимания со стороны ЕС. Так как разорвать соглашение об ассоциации, на практике показавшее противоположные по отношению к данным на майдане обещаниям результаты, Порошенко не в состоянии. Честно признать, что гражданская война была развязана ради того, чтобы крупнейшие сельскохозяйственные холдинги (рядовые украинские фермеры исключены из внешней торговли нетарифными способами - техническими регламентами и прочим) смогли продать в Европу без пошлин лишний вагон с пшеницей, означает политическое самоубийство. В этой связи представляют интерес и абсолютные цифры торгового оборота между Европой и состоящей в ассоциированной связи с ней Украиной. Так, наибольший объем украинского экспорта в ЕС зафиксирован в 2011 году - 17,9 миллиарда долларов, а в 2016-м, после вступления в силу соглашения о всеобъемлющей зоне свободной торговли, составил всего 13,2 миллиарда долларов. Впрочем, уменьшился и объем импорта из Европы: с 25,7 миллиарда в 2011-м, до 15,4 в 2016-м. Это объясняется исключительно падением платежеспособности украинцев. То есть европейские рынки для Украины остаются по сей день закрытыми, а вот свой был отдан добровольно без боя.