Как кредитные истории жильцов помогают возвращать коммунальные долги

Число злостных неплательщиков за услуги ЖКХ, данные о которых были переданы в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), с начала 2017 года выросло в два раза, в списках теперь более 22 тысяч человек.

Это, конечно, лишь малая часть истинной когорты должников. Но они уже не смогут взять в банке кредит, не погасив долг. Для того-то и стекаются в НБКИ сведения от управляющих компаний. Бюро уже два года собирает эту информацию, и в этом году ее поток резко увеличился. Управляющие компании почувствовали вкус к такому делу, поняв, что шанс собрать хоть часть долгов стал реальнее. На 1 сентября на постоянной основе в бюро передавали сведения о неплательщиках компании почти из половины регионов страны. С начала года число таких источников выросло на 60 процентов.

Задолженность физических и юридических лиц, попавших в список бюро, к сентябрю составила 1,2 миллиарда рублей. А средний размер долга составил 50 тысяч рублей. И, как уже говорилось, данные о долговременном отсутствии платы за коммунальные услуги вносятся в кредитные истории в случае, если человек не погасил долг в течение десяти дней после решения суда.

В ближайшее время эксперты НБКИ прогнозируют дальнейший рост объемов информации о должниках. А картина в целом по стране остается сложной. Пару месяцев назад глава минстроя Михаил Мень сообщил, что долги организаций и граждан за услуги ЖКХ достигли 1,34 триллиона рублей, из которых на население приходится 645 миллиардов.

Понятно, что в одном регионе, например, водоканал может передавать информацию в НБКИ, а энергетики, допустим, не передают. А в другом регионе ситуация с точностью до наоборот, признал в разговоре с "Российской газетой" замдиректора по маркетингу НБКИ Владимир Шикин. Однако, подчеркнул он, даже в таком малом объеме передача данных влияет позитивно.

"Для организаций в сфере ЖКХ передача данных о должниках в НБКИ полезна, так как позволяет улучшить экономику", - уверен Шикин. Тем более что возможностей давления на пользователей услуг у поставщиков практически нет, а передача данных по неплательщику в НБКИ ограничивает потребности гражданина в возможности получения займов. "Это серьезный стимул, который диктует необходимость скорейшего погашения долга", - резюмировал представитель НБКИ.

Закон

Даже в ломбард не пустят

Кредитная история является, по сути, документом о состоянии финансовой репутации и платежной дисциплины гражданина.

Поэтому внесение в нее записи о неисполненном решении суда по оплате услуг ЖКХ означает фактически не только запрет на получение новых кредитов, но и значительное ухудшение их условий (ставки, срока, суммы и прочее).

Любые записи в кредитных историях хранятся в течение десяти лет. И все это время информация о не погашенной по решению суда задолженности граждан за услуги ЖКХ будет доступна всем кредиторам - банкам, микрофинансовым организациям, ломбардам.

Все это регулируется Федеральным законом No 218 "О кредитных историях", который с 2015 года ввел в кредитные истории сведения о долгах за жилищно-коммунальные услуги.