Как сообщил на прошлой неделе журналистам член Совета Федерации Дмитрий Шатохин, в настоящее время разрабатывается законопроект, который позволит заключенным выезжать на работу в города и поселки, расположенные неподалеку от исправительных учреждений. Внести на рассмотрение Госдумы документ сенаторы планируют до конца осенней сессии.
По данным ФСИН, в России трудоустроены сегодня не более половины заключенных. Кроме того оплачивается труд сидельцев довольно скромно. И главная проблема даже не в том, что, отбывая наказание, осужденные не могут зарабатывать на свои нужды, а в том, что не идут выплаты тем, кому преступники нанесли ущерб или урон.
Параллельно с приговором судья часто удовлетворяет гражданский иск потерпевших к подсудимому. А так как зачастую у людей из криминала за душой ничего нет, единственная возможность выплачивать назначенные судом компенсации - это как раз вычеты из заработка заключенных.
По мнению разработчиков законопроекта, одним из которых является сенатор Шатохин, развивать в нынешних рыночных условиях специальные предприятия в системе ФСИН сложно. "Наша идея в том, чтобы применять труд на действующих коммерческих предприятиях", - отмечает Дмитрий Шатохин.
А сделать это, по его словам, мешает Уголовно-исполнительный кодекс, поэтому и потребовались поправки. Разработчики считают, что законопроект позволит сократить количество рецидивов, а число заключенных, освободившихся условно-досрочно, напротив увеличить.
Роман Скляр, управляющий партнер юридической фирмы:
- Идея о работе заключенных на воле - за пределами исправительного учреждения - не нова. Более того, она законодательно уже реализована. Так, в статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указывается, что осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, в ФГУПах уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Работа за пределами исправительного учреждения должна способствовать социальной адаптации осужденных, поддержанию трудовой квалификации, помогать им войти в русло нормальной жизни после отбывания наказания.
Уже сейчас кодексом урегулированы случаи, когда осужденные могут передвигаться без конвоя за пределами исправительного учреждения. Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим срок лишения свободы в исправительных и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным для ведения работ по хозяйственному обслуживанию в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.
Поэтому на сегодняшний день актуальным является вопрос не законодательного урегулирования порядка нахождения заключенных за пределами исправительного учреждения, а вопрос практического применения уже существующих норм.
Иван Соловьев, профессор, доктор юридических наук:
- Предложение разрешить осужденным выезжать на работу в города и поселки, расположенные неподалеку от колоний и тюрем, заслуживает внимания.
По имеющейся информации, по итогам 2016 года количество неработающих осужденных по разным причинам составило 298 417 человек, в том числе из-за непредоставления работы - 22 218 человек. При этом количество осужденных, имеющих исполнительные листы на конец отчетного периода, составило 141 651 человек, из них погашали иски только 89 882 человека.
Юридически сегодня привлечение осужденных к труду на объектах за территорией осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений. Но есть определенные трудности при заключении таких договоров. Например, договор должен предусматривать специальную изоляцию рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов организаций.