03.10.2017 16:20
    Поделиться

    10 незабываемых обложек музыкальных альбомов - произведений искусства

    В московском центре современного искусства "Гараж" проходит выставка Такаси Мураками. Японский художник - одна из главных фигур в современном искусстве. Десять лет назад Мураками оформил альбом-бестселлер Graduation (2007) американского рэпера Канье Уэста.

    А мы вспоминаем других серьезных художников, которые нарисовали обложки популярных альбомов или просто разрешили использовать свои работы в оформлении.

    Альбом: I’m With You (Red Hot Chili Peppers, 2011)

    Художник: Дамиен Херст

    Дамиен Херст - не только автор знаменитой "Акулы в формальдегиде" (настоящее название работы - "Физическая невозможность смерти в сознании живущего"), не только успешный бизнесмен от искусства, но еще и абсолютный чемпион среди художников по числу нарисованных обложек альбомов. Их в 2013 году насчитали 22 - на одну больше, чем у "битловского" оформителя Питера Блейка, у которого чуть ли не полувековой стаж (см. ниже).

    Хирст-оформитель, как ни странно, не много сотрудничал с мегазвездными группами и артистами. Он по дружбе - Джо Страммеру (The Clash), группе The Hours и всяким разным проектам, в которых сам принимал участие. Но есть у него обложки бестселлеров. 30 Seconds to Mars, например. Или вот этот, от "Перцев". Причем в оформлении I’m With You зафиксированы узнаваемые темы и идеи Херста: таблетки и мухи как метафоры отравы и гниения. Это все уже было в его инсталляциях.

    Альбом: Artpop (Леди Гага, 2013)

    Художник: Джефф Кунс

    Некогда скандальный, Джефф Кунс уже пару десятков лет пребывает в статусе живого классика… ну или как минимум одного из самых дорогих художников мира. Поэтому обращение Леди Гаги к нему и его готовность сотрудничать с певицей - дорогого стоит. В названии альбома читается "поп-арт", стиль, ассоциирующийся прежде всего с Энди Уорхолом. Но по сути и Гага, и Кунс - одного постмодернистского поля ягоды. Попса, притворяющаяся искусством, или искусство, прикидывающееся попсой. Кому как больше нравится.

    Альбом: Blackout (Scorpions, 1982)

    Художник: Готтфрид Хельнвайн

    Кто не знает эту странную/страшную обложку, растиражированную на плакатах, значках и футболках? Это - автопортрет австрийского художника-гиперреалиста Готтфрида Хельнвайна, чьи темы - как раз насилие, страх и всяческие внутренние демоны.
    По легенде, когда "скорпы" увидели где-то эту картину, они решили, что лучшей визуальной метафоры для грядущего альбома "Затмение". А договориться с автором было делом времени. Для оформления Blackout, который оказался довольно успешным (включал хит-сингл No One Like You), изображение немного скадрировали и нанесли два слова: название группы и альбома.

    Альбом: Free Jazz: A Collective Improvisation (Орнетт Коулмен, 1964)

    Художник: Джексон Поллок

    Альбом альт-саксофониста Орнетта Коулмена начал новую эпоху в джазе - эпоху фри-джаза, свободной импровизации. До сих пор (!) не утихают споры в джазовой среде: фри - это вообще музыка, или за такое "творчество" по лицу бить нужно? Такое же примерно отношение к абстрактному экспрессионисту Джексону Поллоку. Его работа White Light (1954) воспроизведена на внутренней стороне альбома (безо всякого, кстати сказать, кадрирования). Почему Поллок? Дело в том, что Коулмен сам рисовал абстракции, а уж великого Поллока точно уважал. И, надо сказать, что музыка - разъезжающиеся, диссонирующие немузыкальные пассажи "двойного квартета" - и поллоковская мешанина красок очень друг другу подходят. Более того: картина и альбом - про одно и то же. Про цайтгайст.

    Альбом: Kenny Burrell, vol. 2 (Кенни Беррелл, 1956)

    Художник: Энди Уорхолл

    Как оформитель Энди Уорхол ассоциируется прежде всего с двумя эпохальными альбомами: The Velvet Underground & Nico (Нико и Velvet Underground, 1967) и Sticky Fingers (The Rolling Stones, 1971). На первых изданиях обоих было реализовано дико сложное полиграфическое решение: банан на Velvet Underground можно было "очистить" (т.е. снять наклейку), а молнию на "роллингах" - расстегнуть. В этом, конечно, весь Уорхолл, но нельзя забывать, что он был отменным, виртуозным рисовальщиком. И "отрисовывал" не только туфельки для модных журналов, но и - обложки пластинок. Вполне себе традиционных, джазовых. Причем рисовал самое сложное - лица с мимикой, руки в движении, калачиком свернувшиеся женские фигуры… Одна из лучших его обложек - для гитариста Кенни Берелла. Руки маэстро нарисованы так, словно схвачены в момент изощренной импровизации. Словно - потому что аккорда, который зажимает рисованный гитарист, просто не существует.

    Альбом: Time Out (квартет Дейва Брубека, 1959)

    Художник: Хуан Миро

    Time Out и его "сиквел", Time Further Out - эпохальные альбомы для джазовой музыки: для них пианист Дейв Брубек и его квартет спецально насочиняли пьесы в несимметричных размерах (от ¾ до 9/8), в качестве эксперимента. Может ли джаз свинговать в "кривых" размерах? Еще как может! Несколько пьес стали настоящими хитами. Например, Take Five. На вкладке к альбому Брубек благодарит каталанского художника Хуана Миро "за вдохновение". Художник ничего против этих джазменов не имел.

    Альбом: ‘The Beatles’, The Beatles (1968)

    Художник: Ричард Хэмилтон

    После очень пестрого конверта "Сержанта Пеппера" The Beatles решили следующий диск выпустить в строгом-стильном дизайне. Пригласили художника Ричарда Хэмилтона - человека совсем не из рок-тусовки. Тот предложил гениальное решение: давайте сделаем белый альбом, без надписей вообще, но, шутки ради, каждый экземпляр пронумеруем (учитывая, что рекорд-компания еще до записи материала запланировала выпустить несколько миллионов пластинок). Идея понравилась. Пол Маккартни, правда, потом приказал все-таки выдавить надвание группы на обложке, но в целом идея Хэмилтона осталась как есть. Годы спустя художник вспоминал, что белый цвет, давший неофициальное название альбому, пришел не сразу. Хэмилтон долго ломал голову: какой именно белый, на каком картоне, глянцевый или матовый?.. Оказалось, что дизайн без дизайна - это вообще самое сложное, настоящий дзэн! После успеха "Белого альбома" к Хэмилтону обратились друзья-конкуренты "битлов", The Rolling Stones. Он отверг предложение звездного квинтета, мотивировав это тем, что "я не хочу превращаться в оформителя обложек поп-пластинок". И правильно - "роллинги" обратились к Энди Уорхолу (см.выше).

    Альбом: 24 Nights (Эрик Клептон, 1991)

    Художник: Питер Блейк

    Питера Блейка широкая публика знает благодаря битловскому альбому Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967). Точнее, коллажу на обложке. Но Блейк придумал и нарисовал невероятное количество обложек для других рок-звезд. И, в частности, благотворительный сингл 1984-го года Do They Know It's Christmas? - его работа. А самое, как нам кажется, милое и приятное - его простые скетчи для монументального двойного концертного альбома Эрика Клептона 24 Nights. Кстати, Блейк нарисовал целый ворох картинок, и их потом выпустили отдельным альбомом. В смысле - книжкой.

    Альбом: Think Tank (Blur, 2003)

    Художник: Бэнкси

    Англичанин Бэнкси, которого никто не видел и не знает, как его по-настоящему зовут, занимается исключительно граффити или инсталляциями, но считается художником серьезным. Строго говоря, после Бэнкси граффити - это арт. Точно. Официально. Манера и сюжеты Бэнкси узнаваемы: через сюрреалистические трафареты он доносит острые мысли о проблемах бытия. Экзистенциалист! Обложка Think Tank группы Blur, на тот момент уже живых классиков брит-попа и вечных "номер два" после Oasis, пленяет и пугает. Помнится, в том году ни у кого не было обложки, которая взрывала бы мозг каждый раз, как на нее посмотришь.

    Альбом: The Holy Bible, Journal for Plague Lovers (Manic Street Preachers, 1994, 2009)

    Художник: Дженни Севил

    Начали с движения "Молодые британские художники" - им и завершим. Одна из тех молодых, Дженни Севил, нарисовала - в духе Люсьена Фрейда - целых две обложки выдающейся валлийской группы Manic Street Preachers. Живопись в духе Люсьена Фрейда. Характерно, Journal for Plague Lovers многие магазины продавали в спецальной упаковке, сочтя изображение избитого подростка слишком шокирующим. Музыканты недоумевали: каждый день по телевизору показывают стрельбу и насилие, а нам, видите ли, нельзя хорошую картину на обложку поставить.

    Поделиться