"Самостоятельное обращение с иском о взыскании зарплаты представляется затруднительным, - говорится в пояснительной записке. - Необходимо истребовать документы у работодателя: расчет зарплаты, ведомости начисления, копию приказа о приеме на работу. Но ответчик в этом не заинтересован. Работнику придется нести расходы на оформление бумаг и оплату юридических услуг, но денег из-за задержки зарплаты у него может не быть".
Раз денег нет, человек идет в инспекцию труда. Надеется, что она поможет за свой счет. Но ее функции ограничены проведением проверки, выдачей предписания и наложением штрафа. Не все об этом знают, поэтому количество обращений растет. Так, в Орловской области в первом полугодии инспекция провела 378 проверок, из них 260 были внеплановыми. Это почти в полтора раза больше, чем годом ранее.
- Рост количества внеплановых проверок связан с повышением активности граждан в защите своих трудовых прав, - говорит главный госинспектор труда в Орловской области Сергей Алешин. - Важную роль сыграло ухудшение ситуации с выплатой зарплаты в установленные сроки.
По данным Росстата, на 1 сентября в целом по стране задолженность составила 3,4 миллиарда рублей. Четверть суммы - долги прошлого года, пятая часть - 2015-го и предыдущих лет. Орловская область - лидер в ЦФО. Задолженность превышает 76,3 миллиона рублей. Заработок вовремя не получили 537 человек, в среднем каждому из них работодатели должны по 142,1 тысячи рублей.
Немногим лучше ситуация в других регионах. Так, в Тверской области долг составляет без малого 50 миллионов рублей. За август он вырос почти на семь процентов. В расчете на одного работника задолженность составляет 51,7 тысячи рублей. В Калужской области организации задолжали сотрудникам около 45,9 миллиона рублей, или по 91,4 тысячи рублей на каждого.
- Одни лишь эти данные не могут свидетельствовать о действительном положении дел, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса не наблюдаются органами Росстата, - считает первый зампрокурора Брянской области Игорь Таратонов. - Прокуроры пользуются сведениями налоговых органов о предприятиях, снизивших и прекративших перечисление НДФЛ.
Надзорное ведомство реагирует и на обращения граждан и сообщения СМИ. Так, в Брянской области в первом полугодии прокуроры проверили свыше 200 работодателей и выявили более полутора тысяч нарушений. Подали свыше 1,2 тысячи исков о взыскании зарплаты на 38 миллионов рублей. Долги на 27 миллионов уже погашены.
Статистика у ведомств разная. Росстат учитывает данные, которые подают работодатели. А они порой скрывают такие факты. За это предусмотрена административная ответственность. Однако за задержку зарплаты можно попасть под уголовный суд. Выбирают меньшее из зол. Даже бюджетные учреждения скрывают неприглядные факты.
Так, в Орловской области, согласно статистике, казенных долгов по зарплате в текущем году не было. Ни одно бюджетное учреждение об этом не заявляло. Однако весной начали поступать жалобы от бюджетников. Коллективное обращение, в частности, написали сотрудники Корсаковской ЦРБ. Факты подтвердились.
- Было установлено, что перед 57 работниками больницы сложилась задолженность в размере около 700 тысяч рублей, - рассказала старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Главному врачу было внесено представление для устранения нарушений и привлечения виновных к ответственности.
Долг по зарплате перед медиками оперативно погасили, в бюджете "неожиданно" нашлась требуемая сумма. Бухгалтера "на первый раз" наказали выговором.
Работодатели все чаще заключают не трудовые договоры, а гражданско-правовые - договоры подряда, оказания услуг и прочее. Все шире используют и заемный труд. Признаки трудовых отношений налицо. Это и правила внутреннего распорядка, и зарплата, которую выдают по графику. Однако заключение гражданско-правового договора позволяет не давать социальные гарантии.
- Наши сотрудники не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, поэтому работник вынужден обращаться в суд, - рассказал Сергей Алешин. - В основном в суд идут за восстановлением на работе по причине незаконного увольнения и с целью установления факта трудовых отношений.
Так и с зарплатой. Инспекция труда не имеет права подавать иски в интересах работника. Обнаружив долг, она выдает предписание о его погашении. Во втором квартале 2017 года орловские работодатели по требованию инспекторов выплатили 730 работникам 9,4 миллиона рублей. Эти сведения имеются во внутриведомственной статистике. Объединенной базы данных о долгах по зарплате пока нет.
При этом инспекция труда может выступать в судах по административным делам. Однако этот механизм несовершенен. Должностным и юридическим лицам выписывают штрафы. За неуплату в срок возбуждается еще одно дело. Материалы рассматривают мировые суды. Инспекторы говорят, что их не всегда приглашают на слушания.
- КоАП не предусматривает обязанности судебных органов извещать должностных лиц, составивших протоколы, о дне рассмотрения дела, - пояснил Сергей Алешин. - Инспекторы лишены возможности поддержать в суде свою позицию. Поэтому нередко принимаются постановления об отказе в привлечении виновных к ответственности.
И все же в Орловской области госинспекция в текущем году за различные нарушения наложила на работодателей штрафы на семь миллионов рублей.
Сторонники внесенного в Госдуму законопроекта считают, что работникам станет легче. В суды они не идут по ряду причин. Например, из-за отсутствия денег - уже на первом этапе надо оплатить госпошлину. Бывает, что требуется экспертиза. Кому-то не хватает уверенности в себе. Есть и те, кто опасается мести начальника, - работу терять не хотят.
Противники говорят о том, что поправки приведут к увеличению административного давления на бизнес. Он и без того страдает от проверок и судебных разбирательств. Но сложившаяся в регионах практика говорит в пользу работников. Они требуют не чужое, а свое, честно заработанное. Работодатели же пускаются на уловки.
Так, в Смоленской области одно из предприятий к началу 2017 года задолжало работникам 240 тысяч рублей. Вмешалась прокуратура, и директор представил справку о том, что долг погашен. Однако он слукавил. Повторная проверка показала, что долг к июню, напротив, вырос до 1,3 миллиона рублей. На директора завели уголовное дело.
Под Брянском осудили главу дорожно-ремонтного строительного управления. Он задолжал более чем 100 работникам свыше 5,9 миллиона рублей. В ходе следствия выяснилось, что деньги были. Но директор пускал их на хозяйственные нужды. В суде заявил, что боялся разорения. Выжил за счет других? Его наказали штрафом в 100 тысяч рублей. Вот и думай, прогадал ли он.
Проблема характерна для всех регионов. Где-то зарплату задерживают из-за объективных экономических проблем. В этом случае "гайки" не закручивают. Директору выдают предписание или налагают штраф - обычно до 10 тысяч рублей. Иное дело, когда налицо злоупотребление - деньги есть, но тратят их на иные цели.
Между тем
В Орле более года шла тяжба между работниками и менеджментом завода дорожной техники. Большая часть регионального долга приходится на него. Завод находится в процедуре банкротства, счета арестованы. Рабочим пришлось отсуживать не деньги, а имущество. Процесс вышел самым массовым в истории города. В нем приняли участие около 500 рабочих. Спор шел о пяти новеньких бульдозерах, права на которые заявил один из деловых партнеров завода. Суд разрешил их арестовать и пустить с торгов. Две машины уже проданы, и за счет выручки погашена часть долга. Процесс стал уникальным потому, что рабочие выступили единым фронтом. Обычно каждый подает иск от себя.
Таких примеров тоже хоть отбавляй. В том же Орле в прошлом году свыше 100 работников строительной фирмы не получили заработок и трудовые книжки, из-за чего не могли найти другую работу. В суды обращались поодиночке. Выиграли, но взыскать деньги оказалось не просто. Директор сбежал. Недавно его задержали в Санкт-Петербурге.
Суд в Костроме приговорил к штрафу в 350 тысяч рублей собственника завода "Стромнефтемаш" за невыплату работникам заработной платы, однако от наказания бизнесмена освободили в связи с амнистией, сообщает региональное СУ СКР.
"Стромнефтемаш" считался одним из крупнейших в регионе предприятий, занимающихся реализацией масштабных инвестиционных проектов в сфере производства оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Неприятности здесь начались в 2014 году. Следствие по резонансному делу о его банкротстве тянулось около двух лет, его объем из-за множества экспертиз и большого количества пострадавших достиг 83 томов. Поводом для уголовного преследования владимирского бизнесмена - конечного бенефициара предприятия - стали многочисленные жалобы рабочих на невыплату зарплаты. Как выяснилось во время следствия, с марта по ноябрь 2014 года предприятие не выплачивало деньги 510 работникам, хотя средства на счетах для этого имелись. Сумма общей задолженности по заработной плате превысила 28 миллионов рублей. Ситуация на "Стромнефтемаше" вызвала серьезную социальную напряженность в Костроме: рабочие, требуя выдачи жалованья, обращались в прокуратуру и устраивали на улицах акции протеста. Депутаты облдумы приглашали собственника завода на заседание регионального парламента в надежде услышать об антикризисном плане, однако решить проблему путем переговоров не удалось.
- В период предварительного расследования уголовного дела по ходатайству следователя судом был наложен арест на имущество ООО "Стромнефтемаш" - на оборудование общей стоимостью более 157 миллионов рублей, - сообщили в СК.
Совместными усилиями региональных и федеральных органов власти часть имущества завода удалось продать, а вырученные деньги направить на погашение долгов рабочим и выплату им компенсации морального вреда.
Суд признал бизнесмена виновным по части 1 и 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса (частичная невыплата заработной платы свыше трех месяцев, полная невыплата заработной платы свыше двух месяцев). Однако от выплаты назначенного штрафа в 350 тысяч рублей его освободили в связи с актом амнистии. Решение пока не вступило в законную силу и может быть обжаловано.
В одном из бывших зданий завода, выкупленном благотворительным фондом за 26 миллионов рублей, открыли социальную гостиницу для сирот.