03.10.2017 08:01
    Поделиться

    Почему руководители донских предприятий недовольны молодыми рабочими

    Большинство работодателей Ростовской области недовольны практическими навыками выпускников учреждений среднего профобразования (СПО). С одной стороны, рабочих не хватает, с другой - те, что есть, не имеют необходимой квалификации и зачастую не стремятся ее приобрести. Как решить эту проблему?

    Знают больше, чем умеют

    За два прошедших года доля предприятий, готовых пополнить штат дипломированными, но еще "зелеными" специалистами сократилась с 89 процентов до 74. Такие данные приводит HeadHunter и веб-портал Career.ru. Однако 39 процентов опрошенных руководителей заявили, что на рабочие специальности они все-таки приняли бы молодежь, несмотря на то что новоиспеченных слесарей и токарей придется доучивать.

    - Процесс "подтягивания" новичка до требуемого уровня может занять от четырех месяцев до полугода и даже больше, - говорит руководитель отдела кадров южной телекоммуникационной компании Ирина Яковенко. - Но мы заранее на это соглашаемся, потому что нанять, например, хорошего кабельщика-спайщика очень сложно, они без работы не сидят. Парадокс, но теоретических знаний у молодежи рабочих специальностей сейчас больше, чем практических навыков.

    Это подтверждает и исследование Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, проведенное среди руководителей 429 предприятий из 72 регионов. Опросы показали, что 62 процента руководителей не имеют претензий к выпускникам ссузов в части теоретической подготовки. А вот практические навыки молодых рабочих вызывают куда больше нареканий. Лишь 42 процента работодателей довольны новыми сотрудниками.

    Если малым предприятиям остро не хватает инженеров, то крупный бизнес больше нуждается в рабочих 5 - 6-го разряда. Эта проблема особенно ощутима в оборонно-промышленном комплексе и машиностроении.

    - Средний возраст квалифицированных рабочих приближается к пенсионному, - пояснил начальник кадровой службы ростовского завода Валерий Гокоев. - Сейчас, когда мы стали получать оборонные заказы и нацелились на техническое перевооружение, нам нужны работники, которые, имея базовые компетенции, стремились бы осваивать новое оборудование. Казалось бы, дело как раз для молодежи, ан нет. Профессиональный уровень недавних выпускников таков, что им ржавый напильник страшно доверить. Нам необходимы слесари с 14 компетенциями, а сколько их у выпускников профучилища? Две-три. Перенимать опыт не у кого, "старослужащие" боятся конкуренции и не спешат делиться навыками. Сами осваивать станки с компьютерным управлением тоже не стремятся, мотивируя это тем, что у них и "на коленке" все получается. Как заявил мне наш самый опытный рабочий, "я своими руками станцию "Венера" собирал, думаешь, теперь не смогу?". Но сейчас структура производства другая, да и не может завод держаться на одном Левше.

    Дело в мастере?

    Как отмечают руководители, на предприятиях утрачено звено "наставник - ученик". В лучшем положении оказываются те, кто пошел по стопам родителей, которые охотно помогают осваивать профессию. Волгодонский сварщик Александр Дуймамет, победивший во всероссийском конкурсе рабочих профессий WorldSkills, - потомственный пролетарий. Его отец тоже сварщик, и во многом благодаря ему Александр стал профессионалом высочайшего класса. Но такая ситуация не у всех, большинство пытаются поднять квалификацию самостоятельно или довольствуются тем, что умеют.

    Заместитель директора по персоналу логистического предприятия Андрей Трунов отметил высокую текучку именно среди молодых рабочих.

    - Новички опаздывают, слоняются по цеху без дела. Скажешь: "уволю", только плечами пожимают, - отметил Хлынов. - Как заинтересовать выпускника профучилища, если он считает, что своего потолка уже достиг и никогда не догонит тех, кто оканчивает вузы? Мы приняли меры: пошили красивую форму, организовали занятия в спортзалах, открыли столовую и зоны отдыха. Лучших стали поощрять путевками за рубеж. Эти мероприятия, отнюдь не дешевые, окупились с лихвой. Оказалось, молодежи не все равно, где трудиться. Они держатся за свое положение в компании и без понуканий проходят курсы повышения квалификации, стремятся что-то перенять у старых работников. Кризис сократил финансирование социальных программ, но сотрудники отнеслись с пониманием. Поощряем и наставников. Самые активные получают "несгораемый статус", то есть их не коснется оптимизация, если таковая случится. И все же хотелось бы, чтобы на предприятие приходили более квалифицированные выпускники, иначе возникает вопрос: насколько эффективно государство тратит средства на их обучение?

    С бизнесом за компанию

    Идей, как привести образование будущих рабочих к реальным требованиям производства, немало. Руководители кадровых служб считают, что ссузы необходимо передать под полное попечительство заинтересованных предприятий. При этом профучилища, войдя в структуры частных компаний, не должны терять статуса государственных учебных заведений. Иначе заводы будут создавать собственные обучающие центры с неопределенным статусом либо работать с "родственными" училищами на энтузиазме. Но много ли предприятий согласятся взять под свою опеку училища и колледжи? А что делать остальным, не вошедшим в этот пул?

    Необходимость менять систему среднего профобразования (СПО) осознают не только работодатели. С нынешнего учебного года началось внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов СПО. 48 таких учреждений области проходят лицензирование по 10 стандартам, которые соответствуют специальностям, внесенным в топ-73 - региональный список самых востребованных профессий на рынке труда.

    По сути, речь идет о становлении новой образовательной инфраструктуры подготовки кадров. По словам министра образования региона Ларисы Балиной, формируется она в основном по трем направлениям: региональные отраслевые ресурсные центры, учебно-производственные участки на базе предприятий-партнеров, многофункциональные центры прикладных квалификаций. Востребованность кадров обеспечивают два механизма. Первый - утвержденный реестр топ-73. Второй - региональный заказ, который в этом учебном году впервые охватил учреждения СПО всех ведомств области.

    Дадут ли эти преобразования эффект, который устроит предприятия, пока сказать сложно. Однако факты - упрямая вещь. Несмотря на некоторый пессимизм работодателей и кадровиков, число заключенных договоров об организации практического обучения и производственной практики на реальных рабочих местах ежегодно растет.

    Справка "РГ"

    51 процент от общего числа выпускников школ Ростовской области выбирают учреждения среднего профессионального образования. 70 тысяч студентов всех форм обучения получают среднее профессиональное образование в 124 учреждениях региона.

    Поделиться