Новости

03.10.2017 19:42
Рубрика: Культура

Подледные течения

Есть ли будущее у нашего кино - отвечают фильмы-дебюты 2017-го
Я уже обращал внимание суровых могильщиков российского кино на то, что если бы подобный урожай качественных картин собирали кинематографии Франции, Германии или Испании, они считали бы год успешным. Отечественные фестивали, теперь заменившие отсутствующий прокат, в этом сезоне показали выдвинутую на "Оскара" "Нелюбовь", "Аритмию", "Холодное танго", "Тесноту", "Софичку", "Карп отмороженный", "Турецкое седло", "Хармса", "Невод", "Нашла коса на камень", "Ложь или действие", "Яну + Янко", "День до"… Большинство дебюты, и похоже, мы на пороге реального бума новых талантов.

Но это далеко не все. Самый загадочный случай: "Время первых". Их начинал Сергей Бодров, затем проект передали Юрию Быкову. След Быкова в фильме очень заметен: возникла всегда актуальная драма о стране, которая легко бросает жизни своих лучших сынов в топку политических амбиций. Но проект был передан Дмитрию Киселеву, и тот завершил картину, создав захватывающие, на мировом уровне, эпизоды космической драмы и органично соединив социальный жанр с жанром "фильма-катастрофы". Без любой из половин фильм бы в таком качестве не мог состояться, и его неудача в прокате при очень высоких зрелищных и художественных кондициях особенно обидна. Потому что банально прошляпили.

Среди прокатных проколов и неудачное название, отсылающее к стандартному набору "датских" псевдопатриотических лент, какие смотреть всегда было пыткой. А это, несомненно, одна из лучших картин года и лучшая, когда-либо сделанная у нас о космосе. В ней прекрасные актерские работы Евгения Миронова, Константина Хабенского и выдающаяся - Владимира Ильина в роли конструктора Королева. Фильм войдет в историю нашего кино и, надеюсь, станет серьезной стартовой площадкой для нового имени - Дмитрий Киселев.

Из дебютантов года я бы в первую очередь отметил тех, кто с первого фильма устремляется к болевым точкам времени. Для создания проблемного, социально важного кино сегодня нужна отвага: баталии вокруг невинной костюмной "Матильды", не говоря о ее более серьезных предшественниках уровня "Левиафана", угрюмая подозрительность, с которой теперь встречают любую попытку поставить перед обществом нелицеприятное зеркало и поговорить с соотечественниками о том, "каковы мы", все это не добавляет художнику энтузиазма и неизбежно приводит к разгулу самоцензуры. Но вот омский фестиваль "Движение" венчает призом за лучший сценарий первый фильм Леры Сурковой "Язычники" - драму о благих намерениях, которыми слишком истово верующие мостят дорогу в ад. Мама, приехавшая из монастыря, желает только добра внучке, но, вогнав ее в тоску безысходную, доводит до самоубийства.

Все сложности жизни у нее сведены к готовым формулам из Библии, и на все вопросы у нее готовый ответ, а жизнь семьи, и прежде нелегкая, ее усилиями окончательно разрушится. Ибо все теперь управляется не живой мыслью, а мертвыми догмами. Молодой режиссер работает уверенно и точно, кастинг безупречен, по теме "Язычники" близки "Ученику" Кирилла Серебренникова, но драматургически крепче (сценарий Анны Яблонской, трагически погибшей при теракте в Домодедово). За Лерой Сурковой будет интересно следить, это человек думающий, рационалистичный, но при этом умеющий сочувствовать. Что в искусстве теперь редкость.

Похоже, мы на пороге реального бума новых талантов

Очень интересен запоздалый кинодебют Алексея Рыбина - социальная драма "Скоро все кончится", которая на II Уралкинофесте в Екатеринбурге была награждена призом "Российской газеты". Рыбин, в прошлом гитарист группы "Кино", работал с Виктором Цоем, писал романы и сценарии, работал на радио, но героем своего первого фильма выбрал рабочего ("В кино почти никто про реальную жизнь не говорит, - объясняет он свой выбор. - Хотя специально погружаться в нее нет необходимости, достаточно часто ездить в метро"). Особенности его почерка - как бы бесстрастная, почти документальная фиксация монотонной жизни человека с навсегда, кажется, потухшими глазами и раз навсегда установленным распорядком: постоять у станка - покалякать с мастером - посмотреть телевизор - утолить духовную потребность с проституткой. И то, как он постепенно открывает иную, подспудную сторону жизни, не совпадающую с телевизионной картинкой, главное откровение картины: вовлеченные в этот подробный процесс, мы и сами делаем в нашей жизни переворачивающие душу открытия.

Серьезнейший резерв - кино Якутии. В прошлом году призы в Екатеринбурге и Выборге взяла "Его дочь" Татьяны Эверстовой, в этом году явились "Мой убийца" Костаса Марсана и "Костер на ветру" Дмитрия Давыдова - сплошь дебюты, но какие зрелые! И как вдруг это кино открыло России почти незнакомый ей край с его обычаями и культурой: стоит на вечной мерзлоте, а кипит талантами яркими и умными.

С другого боку, но не менее дерзко заходит в профессию Федор Константинович, создатель странного фильма "Добрый вечер": четыре новеллы с одним четырежды повторяющимся сюжетом, снятые в разных жанрах, колерах, ритмах и стилях - чистый эксперимент в поисках разгадки тайн киногении. Овладение формой поможет режиссеру в дальнейшем, а пока перед нами талантливая проба пера, азартная, ироничная игра в кино. Во всем этом подкупает прежде всего творческая свобода, мало кому знакомая из предшествующих поколений: сама ее возможность открылась с приходом цифровых технологий, когда снять фильм не сложнее и немногим дороже, чем написать акварель, был бы талант. "Добрый вечер" снят, по киномеркам, почти даром, но это кино любопытное и перспективное: в круг творцов пришел еще один интересный автор.

Увы, все это как течение подо льдом: на поверхности тишь и гладь, похоронно воет ветер. И никто не подозревает, какая полная надежд жизнь кипит там внизу. Только зрители фестивалей, посмотрев с десяток отличных картин года, искренне изумлены: вот, оказывается, какое у нас интересное кино!

Культура Кино и ТВ Наше кино Гид-парк Кино и театр с Валерием Кичиным