Сейчас страна живет в условиях чрезвычайного положения, которое действует вот уже два года. Оно продлевалось шесть раз, последний - до 1 ноября.
Такое положение не могло сохраняться до бесконечности, и, как считает министр внутренних дел Жерар Колон, "пришло время вести борьбу с терроризмом в условиях общего права". Отсюда решение придать многим мерам режима ЧП, подкорректировав и даже усилив силу закона, который после обсуждения в Сенате должен вступить в силу в самое ближайшее время.
Итак, новый закон разрешает ограничивать место жительства и перемещение лиц, которые подозреваются в радикализме и склонности к терроризму, а таких во Франции в списках спецслужб, о чем на днях заявил глава МВД, около 18 с половиной тысяч человек. Хотя формулировка "домашний арест" не называется, речь идет именно об этом. Передвигаться попавшему на заметку можно будет лишь в рамках квартала, где находится его дом или квартира. Если возникнет необходимость, скажем, по семейным обстоятельствам, отправиться в соседний город, но в пределах департамента, то этому лицу придется надеть электронный браслет. Такая мера вводится на три месяца, но может быть продлена несколько раз.
На постоянной основе правоохранителям разрешается вести электронную слежку. Причем основанием для этого могут служить лишь подозрения относительно того, что человек потенциально может представлять угрозу национальной безопасности.
Более того, теперь министр внутренних дел и его службы получают право выписывать ордера, которые обязывают подозреваемых предоставить доступ к их социальным сетям, электронной почте, сотовым телефонам, чего до сих пор не было.
Новый закон также позволяет полицейским префектам выписывать ордера на обыск, где бы это ни происходило. Разница с положениями ЧП лишь в том, что агенты спецслужбы сначала должны поставить в известность судебные инстанции, а они, как показывает опыт, оперативно дают "зеленый свет".
Особый раздел закона касается создания так называемых периметров безопасности. Отныне префекты могут устанавливать особо защищенные зоны при проведении манифестаций разного рода, крупных культурных и спортивных массовых мероприятий. Предполагается, что в этих зонах будет ограничено движение, разрешен обыск и проверка сумок, рюкзаков и тому подобного. Правила "периметра безопасности" на постоянной основе будут действовать также на вокзалах, в аэропортах, а также в приграничных районах - в пределах 20-километровой зоны.
Ранее серьезные упреки высказывались в адрес властей в том плане, что они не слишком внимательны к разного рода молельным домам и мечетям, которые являются рассадниками радикальной пропаганды. Теперь такие заведения будут закрываться без промедлений при обнаружении соответствующих доказательств подрывной деятельности.
Надо сказать, что столь широкий набор крутых мер по профилактике терроризма и борьбе с ним, несмотря на протесты правозащитных организаций, таких как Международная амнистия, находит поддержку у французов. По недавнему опросу социальных служб около 60 процентов граждан считает ужесточение законодательства важным и неотложным делом. Тем более что террористическая угроза только нарастает. Буквально за пару дней до голосования во французском парламенте в Марселе на вокзале Сен-Шарль от рук тунисца Ахмета Анаши погибли две двоюродные сестры - 20-летняя Лора и Морен, которая была на год старше. Другой тревожный сигнал прозвучал в Париже. Там в престижном 16-м квартале на западе французской столицы обнаружили четыре баллона с газом. Причем два из них были установлены рядом с подъездом и два - в самом подъезде жилого дома, к ним был подключен мобильный телефон с выведенными из него оголенными проводами. У специалистов нет сомнений в том, что речь шла о взрывном устройстве, которое по каким-то причинам не сработало. На одном из баллонов нашли отпечаток пальца человека, занесенного в списки спецслужб. В рамках расследования его арестовали, а вместе с ним еще четверых подельников.