Нужны ли российским школам медициские работники

К сожалению, в последнее время все больше сообщений о том, что в школе происходят несчастные случаи и гибнут дети. Иногда из-за того, что некому было оказать первую помощь. Или в школе не знали о тяжелых недугах своих учеников.

В России 15 миллионов школьников. По нормативам на каждую тысячу учеников должен приходиться врач, на 500 человек - медсестра. Иными словами, в школах каждый день обязаны находиться 15 тысяч врачей и 30 тысяч медсестер. На деле нет и половины.

Почему? Медикам невыгодно работать в школе: зарплаты мизерные, а льгот никаких. Учитель может получать льготную пенсию, школьный медик с таким же стажем - нет. И льгот, как другие медработники, они тоже не имеют. Школа не имеет права запросить из поликлиники справку о состоянии здоровья своих учеников. И если школьник стоит где-то на учете, педагогов никто об этом извещать не станет. Получить лицензию на медицинский кабинет школе сейчас практически невозможно. Стоматологические кабинеты рекомендовано закрыть.

- В одной из школ, где мы обсуждали проблемы медицины, директор говорит мне: "Сейчас я вам что-то покажу". Отодвигает шкаф, как в "Буратино", за ним - дверь. А там шикарный оборудованный стоматологический кабинет. "Нам сказали выбросить, но я все сохранил и мы ждем лучших времен", - рассказал на "круглом столе" в "РГ" председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.

И наконец уж самое удивительное: педагоги и медработники, даже если они и есть в школе, по закону (!) не имеют права оказывать первую помощь. Им дозволено только позвонить родителям и вызвать "скорую".

- Сейчас мы работаем над законопроектом о первой помощи. Надо менять ее в отношении школы. Надо дать возможность оказывать первую помощь тем, кто находится с детьми - и учителям, и медикам, - убежден Дмитрий Морозов.

Он считает, что надо вернуть в школу и стоматологическую помощь. В детском возрасте 90 процентов работы врача - профилактика кариеса и отслеживание стоматологического здоровья. Можно доверить это и частным врачам, прописав обязанности и условия.

Как ни парадоксально, врач в школе лечить и оказывать первую помощь не может, зато по Закону "Об образовании в РФ" учитель обязан отслеживать состояние здоровья учащихся и анализировать несчастные случаи.

- Каким способом это может сделать педагог? Ему что, надо доучиться в мединституте? - возмущается Морозов.

Объединение с детскими садами и укрупнение школ привело к тому, что медсестры с утра до вечера носятся, как угорелые, по микрорайону из одного сада в другой, а нагрузку врачу увеличивают в два раза.

- Врачу обычно дают 2 тысячи детей, а платят полторы ставки. Причем иногда туда водят детей с нарушениями в развитии, но тем не менее штат медиков не увеличивается, - говорит заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Ирина Рапопорт.

Она считает, что очень важно точно определить нагрузку и штат медработников. Разумный выход: одно здание - один медик. Пока это сделать трудно. И не только потому, что нет кадров. Школа, даже если состоит из пяти зданий и объединенных учебных заведений, становится единым юридическим лицом. И несколько ставок медработников на это юрлицо не предусмотрено.

Так что с точки зрения медицинского обеспечения холдинги, где собрано 4-5 школ и 6-7 детских садов, далеко не самый лучший вариант. Кстати, в селах ситуация со школьной медициной лучше, чем в городах. Во-первых, там здания школ, как правило, стоят рядом с больницами или поликлиниками - это требовали старые нормативы строительства. А во-вторых, в селах действует программа открытия фельдшерско-акушерских пунктов. И открываются они обычно недалеко от школ и детских садов.

- Я знаю прекрасные детские сады, где есть и колясочники, и дети-аутисты. Все там хорошо, а вот с медиками проблема. Родители могли бы быть тьюторами для своих детей, но пока на это нет разрешения минобрнауки и минздрава. А нам хотелось бы получить поддержку. Считаю, что ни в коем случае нельзя закрывать коррекционные школы, надо восстановить специальный статус коррекционным детским садам, - уверена член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова.

В коррекционных садах и школах совсем другой расчет нагрузки медиков, расходы бюджета на детей там гораздо выше. Понимая, что без медиков в садах и школах с инклюзией не обойтись, некоторые директора делают все возможное, чтобы не брать особенных детей.

Еще из детсадовских проблем: в последние годы активно шло строительство новых зданий садов с хорошими бассейнами.

- Куда бы я ни пришла, педагоги говорят: "Нужны медсестры, чтобы отслеживать санитарные вопросы, связанные с работой бассейна". А сестер либо нет, либо они не обучены новым обязанностям, - пояснила депутат.

По словам Алены Аршиновой, многие родители и учителя считают, что надо законодательно закрепить в правилах приема в школу обязательную вакцинацию детей хотя бы от дифтерии, столбняка, коклюша, краснухи и особенно от туберкулеза. И школьный медик должен все это контролировать.

Особое внимание надо уделить частным садам и школам. Формат государственно-частного партнерства пока только развивается. И если обычной школе трудно найти общий язык с поликлиникой и пригласить медика, то что уж говорить о частной?

В школах каждый день обязаны находиться 15 тысяч врачей и 30 тысяч медсестер. На деле нет и половины

Надо ли сообщать воспитателям и педагогам диагнозы детей? Эксперты говорят, нет, им нужны просто четкие рекомендации: в полдень Васе надо съесть коржик и выпить сок, а Коле нельзя бегать на физкультуре. Возникает вопрос: если так сильно поменялись обязанности медиков в школах, может, нужна особая специальность в вузах - школьный врач? Эксперты рассказали, что сейчас по заданию минздрава готовится профессиональный стандарт специалиста по оказанию медпомощи в образовательных учреждениях.

- Нам уже пять раз присылали его на рецензию. И раз от раза он становится все хуже, - считает Ирина Рапопорт. - Стандарт рассчитан на бакалавров медвузов. Если ждать их в школах, то пройдет как минимум двадцать лет. Поэтому надо сохранять в школах врачей-педиатров и медсестер, которые имеют большой опыт работы.