Олег Басилашвили: Я не льщу себя надеждой сыграть Ромео

В петербургском Доме журналиста состоялась встреча с Олегом Басилашвили.

Басилашвили - человек, олицетворяющий Петербург, с интересной судьбой, мощной гражданской позицией. И, конечно, любимый несколькими поколениями зрителей актер театра и кино. Народный артист еще СССР, лауреат Государственной премии, почетный гражданин Санкт-Петербурга, а также Тбилиси, ведущий актер БДТ имени Товстоногова. Поэтому - полный зал людей самого разного возраста, и не только журналистов, но и других горожан. Среди них и те, кто помнит спектакли эпохи Товстоногова - "Горе от ума", "История лошади", "Дачники", "Пиквикский клуб", "Волки и овцы", "Дядя Ваня", "На всякого мудреца довольно простоты", "На дне" и многие другие, кто любит Басилашвили в старых советских фильмах, пересматривать которые можно, кажется, бесконечно.

На сцене всегда пунктуальный Олег Валерианович появился минута в минуту, никаких скидок на "пробки" или звездных "пусть подождут еще" …

Первым делом Басилашвили спросили, метался ли он когда-нибудь между театром и кино, что для него важнее?

- Если говорить откровенно, я себя никем уже не чувствую. Старый человек, которому пора уже "сливать воду", - удивил публику Басилашвили. - 83 года. Станиславский считал, что старику в 55 лет стыдно выходить на сцену. Мои претензии к моей дальнейшей театральной судьбе крайне ограничены. Поверьте мне, никаких особых планов не строю. Например, не льщу себя надеждой сыграть Ромео…

Правда, петербургский режиссер Андрей Прикотенко, который сейчас назначен на должность главного режиссера театра "Старый дом" в Новосибирске, предложил мне интересную работу - рассказ Татьяны Толстой "Петерс". О неудачнике, который благодаря бабушкиному Смольненскому воспитанию никак не мог вписаться в нашу сегодняшнюю жизнь. До этого Прикотенко поставил у нас в БДТ спектакль "Лето одного года", на темы пьесы американского драматурга Томпсона "На Золотом озере", я счастлив этой работой.

Далее были интересные, забавные, смешные и неожиданно откровенные истории о семье, родителях и бабушке, сформировавших будущего артиста. О том, как в детстве его поразил спектакль "Синяя птица" Метерлинка в Московском Художественном театре, постановка великого режиссера Константина Сергеевича Станиславского. Было это в начале 1940-х, еще до Великой Отечественной войны, но до сих пор Басилашвили помнит декорации, сцены, слова!..

А первый спектакль, который актер посмотрел в БДТ, это "Пять вечеров" Георгия Товстоногова с Зинаидой Шарко и Ефимом Копеляном в главных ролях (1959 год). "Другая атмосфера, не мхатовская. На меня хлынула подлинная ленинградская коммунальная квартира. Но было ощущение, что мхатовская чайка приземлилась на сцену БДТ".

Выдающегося режиссера Товстоногова Басилашвили вспоминает с любовью и благодарностью. "Это гигантское счастье, что попал в руки Товстоногова. Он во многом меня поддержал и очень многим я обязан ему. Георгий Александрович жил каждым из нас и тщательно следил за нашим развитием, делал нас людьми и артистами. Первые годы мне было очень трудно в БДТ - высокие требования, маленькие роли, эпизоды, так, ерунда всякая, даже хотел уйти…"

В БДТ сейчас начался 100-й сезон. Олег Басилашвили 58 лет состоит в труппе. "У театра есть свой зритель. И даже "Золотые маски" получаем. С радостью могу сказать, что чувствую по аплодисментам зрителей, вижу по их лицам в финале, что спектакли, в которых играю, - "Лето одного года" и "Дядюшкин сон", - что-то им дали, что-то запало в душу".

Художественный руководитель театра Андрей Могучий предложил актеру сыграть Короля Лира, но Олег Валерианович отказался. Почему? "Это не мое дело. Эту роль должны играть Симонов, Луспекаев - большие артисты трагического плана. Я не такой, во мне нет этих качеств. Амплуа все-таки существуют, как ни крути".

Закончил встречу с публикой Басилашвили поэзией. "Не то, что я буду сейчас читать стихи! Хочу напомнить вам поэтов разного времени, разного мироощущения". Тютчев, Маяковский, Пушкин, Евтушенко…

Кстати

В 2012 году Олег Басилашвили выпустил книгу воспоминаний " Неужели это я?! Господи…". Сейчас пишет еще одну.