Добычу песка в озере ведут с 1961 года, но поистине гигантских масштабов этот промысел достиг в украинский период. Тогда, по некоторым оценкам, на Донузлаве добывали до 10 миллионов тонн морского песка в год. О том, что промышленная эксплуатация природных запасов приводит к размыванию пляжей всего западного побережья, ученые говорят не один год. В Мирном еще помнят аналогичные слушания десятилетней давности, когда общественность и экологи вместе потребовали прекратить хищническое уничтожение запасов озера. Поэтому сейчас жителей удивило заявление руководителя добывающей фирмы о том, что "авторитетные экологи не усмотрели ущерба для природы". Лицензия на добычу песка была оформлена в 2015 году.
- Первое, что мы сделали, - изучили влияние добычи на экологию водоема и устойчивость его берегов, также исследовали процессы, влияющие на береговую линию вдоль побережья со стороны Евпатории, - рассказал директор ООО "Яхтстройсервис" Дмитрий Козловский. - Негативного влияния ни на берег, ни на состояние окружающей среды не будет. Мы опирались на работы академика Тарасенко, много лет занимавшегося проблемами Донузлава, а также организации "Черномор-НИИ-проект". У меня есть две работы Тарасенко, с его подписью и печатью, раскрывающие влияние добычи песка на экологию и пляжи Евпатории.
Более того, в фирме уверены, что губительна для озера не добыча песка, а ее остановка. Стоит прекратить выемку, и озеро обмелеет, начнется замор рыбы. По словам руководителя, у них есть все разрешения на этот вид деятельности, включая лицензию министерства экологии РК. Если этого мало, "Яхтстройсервис" готов заключить договор с любой лабораторией, которая будет контролировать, наносится ли природе ущерб. Компания инвестирует в добычу песка около 10 миллионов рублей и платит налоги - не менее 30 миллионов в год. Также "Яхтстройсервис" планирует проложить объездную дорогу к месту своего базирования на берегу озера, чтобы не разбивать в поселке дороги общего пользования.
- Мы готовы рассматривать ваши предложения о социальной нагрузке, нуждах поселка, - сообщил директор.
Крым остро нуждается в стройматериалах, напомнил Дмитрий Козловский. Цена тонны песка, привезенного с материка, доходит до 2,5 тысячи рублей, а объекты в рамках ФЦП развития Крыма возводятся, в том числе, и для мирновцев.
Однако эти аргументы не убедили местных жителей, они уверены, что ущерб, наносимый поселку и всему западному Крыму, многократно перевешивает все доводы в пользу бизнеса. Вместе с песком со дна озера поднимается и ил, насыщенный сероводородом. Его запах ощущают в окрестностях. Но самое главное - сероводород губит все живое в озере.
- В этом году из-за него пострадала популяция краснокнижного краба, - рассказал местный житель Владимир Соловей. - Если углублять дно, в озере все погибнет. А ведь только возродилась популяция морского карася.
Помимо экологических проблем поселок ощутил на себе и коммунальные трудности. С добычей песка в украинский период местные жители связывают проседание домов в Мирном.
- Новая часть нашего поселка сильно пострадала, - рассказал бывший директор местного ЖЭКа Олег Колесник. - Дома просели на 25-65 сантиметров. В результате канализационная система была разрушена и заменена.
Связаны ли эти явления с добычей песка, могли бы прояснить экологи, но их организаторы слушаний не пригласили.
- Зачем они здесь нужны? - искренне недоумевал заместитель главы администрации Мирного Сергей Серобаба. - Это будет навязыванием мнения участникам общественных слушаний.
В результате руководству ООО "Яхтстройсервис" участники слушаний выразили решительный протест, пообещав перекрыть дорогу их транспорту пикетами и шлагбаумами, а технику сломать. Резолюция собрания в формулировке поселковой администрации "об инициировании перед Советом министров Республики Крым вопроса о дополнительном изучении целесообразности продолжения добычи песка в озере Донузлав" вызвала негодование местных. Мирновцы посчитали ее казуистической, несколько минут зал стоя скандировал: "Запрет! Запрет!". На увещевания модераторов (дескать, изменить тему слушаний по ходу собрания невозможно) участники собрания отреагировали вяло, решив провести новые слушания, теперь уже с вопросом в повестке о категорическом запрете добычи песка в озере, и пригласить на них экологов.
Виктор Тарасенко, председатель крымской республиканской ассоциации "Экология и мир", президент Крымской Академии наук:
- Я не знаком ни с директором, ни с самой фирмой. Никаких исследований по ее заказу мы не проводили. Если меня в этом контексте упоминали, то это либо недоразумение, либо спекуляция. Каким образом я мог одобрять добычу песка на Донузлаве? Это неправда. У меня есть книги и статьи, где я категорически выступал против добычи песка. В свое время мы проводили исследования в районе Каламитского залива. Добыча песка и на пересыпи, и на континентальном склоне активизирует размыв пляжей. Она в целом негативно влияет на экосистему. О Донузлаве у нас была работа по заказу министерства экологии РК. Мы тогда сделали прогноз, что, если добыча будет продолжаться, это может повлиять на устойчивость самой южной косы и строений, которые там находятся. Есть угроза, что пересыпь может разрушиться во время зимних штормов.
Роман Гончаров, представитель Ассоциации рыбоводов Крыма:
- Сегодня на Донузлаве работают восемь фирм, занимающихся выловом и разведением моллюсков. Если на озере будут добывать песок, это отрицательно скажется на аквакультуре. Доход этих предприятий составляет до 2 миллиардов рублей в год. Посчитайте, сколько это дает налогов в бюджет. Разве это сопоставимо с добычей песка? На этих предприятиях работает 150 человек, в основном это местные жители. Ассоциация рыбоводов Крыма будет против добычи песка.
Елена Васечкина, заместитель директора Морского гидрофизического института РАН:
- С 2005 года ведется непрерывный мониторинг береговой линии. Наш институт организует регулярные экспедиции, на которых ведется топографическая съемка берега, используются спутниковые снимки. Пляжи в Евпатории сокращаются - если раньше они были чуть ли не по 50 метров, то теперь 5. На это влияет не только добыча песка, но и строительство берегоукрепительных сооружений - молов. Они являются препятствием для свободного передвижения наносов. Когда производятся такие работы, подразумевается, что будет искусственная подпитка этих пляжей. Но ее не делали в течение многих десятилетий.