05.10.2017 08:00
    Поделиться

    Классическое искусство в Киргизии оказалось на грани забвения

    В октябре в республике официально открылся очередной музыкально-театральный сезон. Храмы Мельпомены представляют обновленный репертуар, эстрадные исполнители готовят новые программы. Вот только авторам музыки по-прежнему безрадостно. Насколько велик потенциал киргизских профессиональных композиторов и почему они оказались в роли бедных родственников, рассказал член Союза композиторов КР Бакыт Алишеров.

    Союз композиторов представит какие-то новинки в новом сезоне?

    Бакыт Алишеров: Из обязательных мероприятий - отчетные концерты. Несмотря ни на что, зрителей все же надо знакомить с нашей работой. Что касается чего-то более глобального - трудно сказать. Все упирается в финансы. Государство проводит разовые акции, чтобы хоть как-то материально поддержать композиторов. По инициативе театра оперы и балета пройдут ежегодные осенние вечера романса, где непосредственное участие принимают авторы произведений.

    Союз композиторов старается поддерживать именно авторское музыкальное искусство. Мы проводим концерты, приуроченные к юбилеям знаменитых киргизских классиков, авторские творческие вечера с участием симфонических и народных оркестров. В советское время такие концерты были традиционными. Сейчас их организовывают по мере возможности.

    В этом году был проведен конкурс "Лучшее классическое произведение", где были представлены различные жанры музыки: симфоническая, вокально-симфоническая, инструментальная, камерная и академическая. Во всех этих номинациях были назначены премии, хоть и небольшие. Но часто получается: если первая премия 100 тысяч сомов, то ее делят на две части, а иногда и на три, чтобы никого не обидеть.

    Недавно министерство культуры организовало написание клавиров по известным произведениям классиков. Их мелодии до сих пор популярны в народе, но поскольку на такую музыку нет аранжировок, то концертмейстерам часто приходится подбирать аккомпанемент практически на слух. Так что клавиры -одна из немногих возможностей не забыть раритеты. Финансирование же классической музыки сегодня никакое. Во времена СССР композиторам выделялись своеобразные материальные квоты. За оригинальные произведения начислялись гонорары. Сейчас мы поставлены в условия самоокупаемости, и в большинстве случаев за свою работу композиторы ничего не получают. Классическая музыка в Киргизии оказалась на грани вымирания.

    В республике есть музыкальный фонд. В каком он состоянии?

    Бакыт Алишеров: Фонд номинально числится при Cоюзе композиторов. Во времена СССР он, скорее, выполнял хозяйственную функцию, распределял доходы от творческой деятельности авторов. В фонде есть и уникальная библиотека, где хранятся рукописи произведений родоначальников киргизской профессиональной музыки. Некоторые из них написаны чернилами и даже карандашом. Председатель Союза композиторов Турдубек Чокиев прилагает усилия, чтобы это наследие сохранить, навести в библиотеке порядок. Там ведь нет штатного сотрудника, который бы следил за фондом. Ведь ему же зарплату надо платить, а из каких доходов? Приходится приглашать приходящих библиотекарей.

    В таком случае как выживают молодые дарования, решившие посвятить себя классическому искусству?

    Бакыт Алишеров: Сейчас в консерватории тех студентов, кто выбрал направление классической музыки, не наберется и десятка. Из-за плачевного материального положения возможность принять участие в международных конкурсах выпадает крайне редко. Даже провести свой авторский концерт - очень затратное мероприятие. То есть нужны спонсоры, чтобы оплатить аренду зала, заплатить симфоническому оркестру, исполнителям, звукорежиссеру, да много еще чего. Это огромные деньги, которые композиторам Киргизии, наверное, и не снились. Приходится выживать, что называется, на подножном корме. То есть работать там, где платят, причем не всегда это сфера высокого искусства, а в основном коммерческие проекты. Приходится писать эстрадные песни, музыку к кино, а на написание академической музыки - балета или симфонии - заказов нет.

    Какой вклад, на ваш взгляд, могут внести в мировую сокровищницу музыки киргизские композиторы?

    Бакыт Алишеров: Представится ли такая возможность, сказать затрудняюсь. Но потенциал у наших авторов есть, это точно. Таланты были и, надеюсь, еще будут. Другое дело - отношение к ним. У нас авторское право не уважают.

    Но ведь одна из функций Союза композиторов - защита их прав.

    Бакыт Алишеров: Юридически Союз композиторов этого сделать не в состоянии. Можно пошуметь, постучать кулаком по столу, но все безрезультатно. Поясню: есть такие понятия, как авторские и смежные права. Последними обладают исполнители уже готового произведения, и у них как раз особых проблем не возникает. Взять хотя бы тех же певцов. Приобретая музыкальные произведения у авторов, они производят разовую оплату в виде авторского вознаграждения. И это в лучшем случае, тогда как сами за каждый концерт получают гонорар. При этом бывает и так, что музыку используют, не спрашивая разрешения у ее сочинителя.

    Права авторов нередко нарушаются коммерческими и порой даже государственными структурами. На телевидении и радио часто объявляют только исполнителей песен, умалчивая об авторах. Полагаю, что это делается, чтобы не платить гонорары. Наши песни исполняют в ресторанах, на различных мероприятиях, но композиторы и поэты вознаграждения за это не получают. Их имен даже не упоминают. Я уже не говорю о пиратских студиях звуко- и видеозаписи.

    За два последних года ни один профессиональный композитор не был награжден званием народного или заслуженного артиста республики. Хотя, повторюсь, их вклад в развитие культуры наверняка не меньше, чем вклад исполнителей. Вот в России, Казахстане или Узбекистане, к примеру, дела обстоят намного лучше. Там работа авторов оригинальных произведений оценивается по достоинству.

    Молодежь не особо жалует классику, отдавая предпочтение порой не слишком хорошей эстрадной музыке. Можно ли как-то изменить эту тенденцию?

    Бакыт Алишеров: Сложно, хотя ситуация меняется. Люди начинают тянуться к живому исполнению. Часто наблюдаю, как люди старшего поколения с удовольствием приходят послушать классическую музыку, и это самая благодарная публика. Но тяга сейчас сильнее к так называемым малым формам. Песня звучит три минуты, а симфония - полчаса. Кстати, приведу такой факт. Учеными доказано, что до 1997 года внимание зрителя было сосредоточено на 12 минутах музыкального произведения, затем человек расслаблялся и переставал воспринимать аудиоинформацию. С 1997 до 2001 года время концентрации внимания сократилось до восьми минут. Так что люди теперь физически мало приспособлены к тому, чтобы идти на концерт симфонической музыки.

    Правда ли, что у каждого композитора есть свой секрет написания музыки? Казалось бы, всего семь нот, а какие шедевры получаются...

    Бакыт Алишеров: Секрет в постоянной работе. Ведь в музыке как в спорте. Если спортсмен долго не тренируется, мышцы ослабевают. Если постоянно пишешь музыку, то и вдохновение приходит, но стоит отложить начатое в долгий ящик, и, чаще всего, завершить его удастся не скоро.

    Ключевой вопрос

    Есть ли у киргизских классиков возможность показать миру свои работы?

    Бакыт Алишеров: Бывает, что приглашают принять участие в фестивалях, но проблема в том, что даже если такая возможность и появится, нужно, чтобы представленная программа соответствовала заявленному формату конкурса. Хотя я до сих пор не понимаю, кто устанавливает эти рамки. У нас есть множество уникальных произведений, огромный потенциал имеет и специфика самой музыки. Взять хотя бы ту, что исполняется с использованием национальных музыкальных инструментов.

    Почему, например, в советское время большой интерес проявлялся именно к национальной музыке? Потому что был особый колорит звучания. И потом, это придавало оригинальность исполнению. В свое время к этому прибегали такие известные композиторы, как Александр Бородин, Александр Глазунов. Взять хотя бы ту же оперу "Князь Игорь". Там присутствуют элементы восточной музыки, и произведение звучит по-особому.

    Поделиться