В конце лета районные власти прислали пожилой женщине письмо с требованием в срок до 18 августа освободить квартиру в здании администрации, которое по документам является нежилым помещением. В противном случае они грозили обратиться в суд. Однако до суда дело не дошло.
Седьмого сентября 79-летняя старушка вернулась с прогулки в свою каморку, где она жила с 1985 года, и обнаружила на двери спиленный замок. Вместо него висел новый. Ключей от него женщине не дали. Пенсионерку выселили заочно, без суда и следствия. Накануне зимы она оказалась на улице в той одежде, в которой ушла. Забрать вещи, оставшиеся в квартире, чиновники ей не позволили.
В этот закуток, состоящий из туалета, четырехметровой кухни и крошечной комнатушки, Антонина Ивановна вселилась вместе с мужем и дочкой еще в советские времена по решению Петушинского райисполкома. Каморку с частичными удобствами без ванны и душа ей предоставили, когда она устроилась сюда работать сторожем. В ее паспорте до сих пор стоит официальный штамп, где указано место прописки: город Петушки, площадь Советская, дом 5. Судя по записям в домовой книге, до нее это помещение, сменяя друг друга, занимали еще 15 семей. В советское время совершенно нормальным и законным считалось давать жилье сотрудникам по месту работы. Лишь в 2004 году в Жилищном кодексе появилось деление помещений на жилые и нежилые, однако тогда никому из чиновников не было дела до крошечной каморки престарелой уборщицы Шкединой.
По словам родных пенсионерки, семья Антонины Ивановны несколько лет стояла в очереди на получение благоустроенного жилья. Но, когда очередь подошла, супруг женщины уже умер, а дочь успела вырасти, выйти замуж и переехать в дом родителей своего мужа. От выделенной квартиры добросердечная женщина отказалась в пользу семьи погорельцев, решив, что свой одинокий век спокойно доживет здесь, никого не стесняя и никому не докучая своими просьбами.
- Она проработала в администрации много лет: сначала сторожем, затем уборщицей. Всегда такая тихая, скромная, приветливая, очень опрятная. Никогда ни с кем не спорила, слова поперек никому не скажет. Мыла лестницы, коридоры. Я поначалу даже не знала, что она и живет здесь, в здании. Дочь у нее очень хорошая: работает медсестрой в реанимации, многим людям жизни спасла, вытащила с того света. Конечно, саму Антонину Ивановну вся эта ситуация сильно подкосила - начались проблемы со здоровьем. Ей сейчас делают уколы и ставят капельницы, по-человечески ее очень жаль, - рассказала корреспонденту "РГ" одна из сотрудниц администрации на условиях анонимности.
Год назад, когда сил таскать тяжелые ведра совсем не осталось, Антонина Ивановна вышла на пенсию. Но, как только она прекратила мыть административные коридоры и туалеты, чиновники неожиданно "спохватились", что в здании районной администрации, оказывается, "живет постороннее лицо". Они решили, что родственники бабушки "обеспечены", поэтому не случится ничего страшного, если старушку выселят. Без суда и следствия. И без предоставления альтернативного жилья.
- Наш новый глава, Сергей Борисович Великоцкий, - человек военный, бывший боевой офицер, во всем любит порядок. Вы знаете, сейчас везде особые требования к безопасности, антитеррор, на входе поставили турникет. А тут - посторонний человек! Он вызывал ее родственников, которые живут в частном доме, даже предлагал им лес, чтобы сделать прируб и поселить туда бабушку, но они особого энтузиазма не проявили, - пояснила "РГ" комендант здания администрации Екатерина Севрикова.
Однако дочь Антонины Ивановны Людмила в беседе с журналистами пояснила, что дети и рады бы забрать к себе престарелую маму, но они сами впятером ютятся на 40 квадратных метрах. Да и мама за столько лет привыкла жить одна, не хочет никого стеснять. Ее единственное желание - вернуться в 15-метровую каморку, которую всегда считала своей. При этом дом, к которому власти предлагали сделать деревянную пристройку, принадлежит отнюдь не Людмиле, а родителям ее мужа.
- К нему не только моя мама, но даже я не имею никакого отношения. И никакую пристройку нам сделать не предлагали. Мужу предложили взять лес на ремонт этого дома. Он собрал документы, но в лесничестве ему отказали, потому что он прописан в нашей двухкомнатной квартире, где мы живем впятером - я, муж, наша дочь с мужем и их маленький ребенок, - рассказала Людмила.
Как пояснила в беседе в "РГ" пресс-секретарь районной администрации Елена Лисовенко, на самом деле проблема с пенсионеркой "назрела давно".
- Действующий глава приступил к обязанностям три года назад, и практически сразу этот вопрос возник. Когда подняли архивы, выяснилось, что Шкедина не стоит на очереди на жилье в Петушках. По закону она не может получить квартиру, если ее нет в списке очередников. А жильем располагает только город. У администрации района на территории Петушков жилья нет, - пояснила пресс-секретарь.
Она добавила, что в администрации полагают, что причиной ситуации со спиливанием и заменой замков на дверях в квартиру бабушки стало "недопонимание".
- Иногда бывают чересчур исполнительные сотрудники, которые бегут впереди паровоза. Мы понимаем, что это нежилое помещение и в здании администрации жить нельзя. Но Антонина Ивановна так настроена, что не хочет никуда переезжать, хочет в этом помещении "дожить". Кто-то недопонял и решил сделать как лучше. Главе отрапортовали, что она выехала и замок поменян. Глава был в недоумении. Теперь ситуация раздута. Все исполнители уже получили то, что должны были получить. Ключи ей вернули, 28 сентября она уже приходила в здание с внучкой, полила у себя цветы. На улицу ее никто не выгонит. До решения вопроса она там будет проживать, - уверила Елена Лисовенко.
Ирина Минина, представитель регионального СУ СК по Владимирской области:
- Если помещение имеет статус нежилого, администрации следовало начинать заниматься этой проблемой много лет назад. Но пострадавшая пенсионерка тихо и безропотно все терпела. Мы узнали об этой истории благодаря мониторингу сообщений СМИ и сразу организовали проверку. Проблему нужно было решать давно. Сейчас наступило временное затишье, но мы будем следить за тем, чтобы мучения этой женщины не возобновились.
Дмитрий Волнухин, юрист:
- В 2000-2010 годах суды города Костромы рассматривали целую серию аналогичных дел по выселению бывших работников Костромского технологического техникума из принадлежащих ОАО "Костромакоопцентр" жилых зданий, которые ранее были общежитиями техникума. Изначально суды удовлетворяли исковые требования на том основании, что сейчас общежития принадлежат коммерческой организации, а граждане трудовые отношения с техникумом утратили. Однако позднее такие решения были отменены Верховным судом РФ. Согласно сложившейся судебной практике не имеет значения, что к настоящему времени служебное помещение изменило свой статус либо прекращены трудовые отношения с работником, получившим служебное помещение. Важен лишь тот факт, что помещение было предоставлено в связи с исполнением трудовых обязанностей до введения в действие ЖК РФ. А выселение во внесудебном порядке, на мой взгляд, является самоуправством.