В 1955 году в орловский аэроклуб пришел невысокий, крепко сбитый паренек с буйной шевелюрой. Это был Юра Малютин. Полетами грезил с детства. Готовился серьезно - занимался лыжами и борьбой, со стадиона не выгонишь. На отлично выполнил нормы ГТО.
- Мой путь в авиацию начался с парашюта, - вспоминает Юрий Иванович. - Когда сверстники отправлялись на танцы, я шел в аэроклуб. Проводил там все свободное время.
Летать Малютин начал на планере "Бро-11" примитивной конструкции. Это были деревянные рейки, обтянутые тканью, которые запускали при помощи двух резиновых амортизаторов.
В 1960-е годы в Советском Союзе не было профессионального планерного спорта. Однако наши пилоты участвовали в соревнованиях. "Бал правили" спортсмены из Польши, Чехословакии и ГДР.
Им принадлежали и рекорды. Орловский клуб сумел прервать гегемонию. В СССР хватало асов, но не было международных достижений. ДОСААФ поставил задачу - победить! Малютину судьба отвела очень важную роль.
В 1960 году он стал курсантом-пилотом. На самолете освоил фигуры высшего пилотажа в прямом и обратном полете. Не забывал и о планерах.
В 1964 году команда планеристов из Орла - Анатолий Коваль, Анатолий Курило и Юрий Малютин - впервые одержала победу во всероссийских соревнованиях. Тогда же местному аэроклубу присвоили статус центрального. Он носит имя заслуженного летчика-испытателя СССР № 1 Сергея Анохина.
Самой престижной наградой считается почетный знак с тремя бриллиантовыми подвесками. Его присваивает Международная авиационная федерация (FAI). Надо выполнить три норматива: пролететь на дальность 500 километров, преодолеть замкнутую треугольную дистанцию и, как говорят планеристы, выиграть высоту не менее пяти километров.
Советским пилотам долгое время не удавалось это сделать. Первым стал Малютин. В то время он уже был членом сборной страны. Норматив на дальность оказался самым простым. В 1964 году Юрий Иванович долетел до станицы Миллерово в Ростовской области.
- За высотой я гонялся несколько лет, - вспоминает он.
Подходящее облако нашлось летом 1965 года под Мценском.
- На высоте 300-350 метров мне встретился поток, и я отцепился от буксировщика. Включил авиагоризонт и минут через десять вошел в облако. Скороподъемность возросла до 25-30 метров в секунду, что было сопоставимо со скоростью реактивного истребителя той поры. На высоте 2500 метров мой "Бланик" вошел в зону обледенения, - продолжает Малютин.
Он сжал зубы. Последнее усилие, и планер взобрался на вершину облака. В глаза больно ударил яркий солнечный свет. Пилот тут же прекратил восхождение. Стрелка высотометра достигла отметки 6354 метра. Этот мировой рекорд для равнинной местности не побит до сих пор!
- Самым сложным испытанием стал "треугольник", потому что большую часть пути надо было идти с сопротивлением ветра, - объясняет Юрий Малютин.
В июне 1966 года шесть летных дней в орловское небо с аэродрома в Пугачевке поднималось полтора десятка планеров. Выполнить норматив не удавалось. И только в заключительный день летных сборов, 26 июня, Малютин на планере КАИ-14 преодолел 500-километровый "треугольник". В воздухе он провел восемь часов и десять минут.
Именно Малютин стал первым в СССР пилотом, преодолевшим упрямый "треугольник". И первым же завоевал право на три бриллиантовые подвески к почетному знаку FAI, но так их и не получил. Советский Союз принципиально не вносил в международную федерацию положенные взносы, обоснованно считая, что отечественных пилотов красят отнюдь не бриллианты.