Вятские медики рассказали, как избежать детского травматизма

Не так давно жителей областного центра потряс случай - четырехлетний ребенок упал с 13-го этажа и не только остался жив, но отделался незначительными для падения с такой высоты травмами. Врачи дают хороший прогноз на выздоровление.

- Конечно, случай не рядовой. Обычно падение с такой высоты заканчивается либо летальным исходом, либо тяжелыми травмами, - говорит врач-травматолог-ортопед детского отделения Центра травматологии, ортопедии и нейрохирургии Кировской области Алексей Молчанов. - Какой-то закономерности здесь нет. Скорее всего, как повезет.

Случаи, когда дети вываливаются из окон, увы, стали почти обычным явлением. Особенно в летнее время, когда, проветривая помещения, люди используют противомоскитные сетки. Ребенок, не понимая, что это пластик, встает на подоконник, опирается на "окно" и падает вниз. Результат чаще всего тяжелый - практически всегда сочетанная травма.

Достали

Но это лишь "громкие" случаи, в абсолютном большинстве ЧП с детьми до огласки не доходят. Как правило, об этом знают родители и небольшой круг их знакомых. Зато весь масштаб бедствия хорошо представляют в детской областной больнице, которая находится прямо напротив Центра травматологии. Здесь есть целая коллекция предметов, которые хирурги достают из маленьких пациентов: иголки, булавки, пластиковые шарики, гвозди и многое, многое другое.

Только без госпитализации за год в больницу с такой проблемой попадает от 150 до 250 маленьких пациентов. Тяжелых случаев, когда предмет нельзя достать без анестезии, - от 7 до 13 в год. Большие проблемы возникают, если инородное тело оказывается в пищеводе, особенно в случае предметов с острыми краями. Тогда слизистая травмируется с воспалительным процессом в той или иной степени. К тому же предметы иногда приходится доставать хотя и без наружных разрезов, но жестким металлическим инструментом, что все равно в какой-то степени травмирует органы. Да и анестезия не всеми хорошо переносится.

Отдельная проблема, когда в желудке ребенка оказывается батарейка. Даже небольшой ток вызывает дополнительное раздражение. К тому же в пищеводе идет химическая реакция - активное окисление. Еще одна "техническая" проблема - проглоченные магниты. Бывает, что ребенок при попустительстве взрослых умудряется проглотить два магнита, они слипаются полюсами и зажимают слизистую, из-за чего нарушается кровообращение.

Крайне опасная ситуация, когда инородное тело оказывается в гортани. Защитный механизм в виде спазма может привести к тому, что ребенок начнет задыхаться. Если это происходит в течение секунд, а после предмет откашлялся, особых проблем нет. А вот длительный спазм чреват и летальным исходом. К примеру, печальный случай имел место несколько лет назад, когда ребенок в кировском детсаду подавился куском сосиски и умер еще до приезда медиков.

Впрочем, "пищевые" ЧП нередки и, как правило, заканчивается быстро и без особых последствий. Но врачи удивляются, когда в теле годовалого ребенка обнаруживаются, например, семечки. Оказывается, что их дали ему... родители.

Лучше перестраховаться

Родители на такие ситуации реагируют по-разному. Кто-то паникует, а кто-то, наоборот, недооценивает опасность. Хотя, как считают врачи, в любом случаи виноваты именно взрослые - недоглядели. Тем более большинство маленьких пациентов - дошкольники. Одно время предметы, извлеченные из пищевода и гортани детей, даже помещали на специальный стенд - чтобы все понимали, насколько это опасно. Сейчас убрали, может, и зря. Если одни родители после подобного случая чувствуют себя виноватыми и стараются впредь подобного не допустить, другие относятся к врачам даже агрессивно. У таких ребенок иногда попадает с посторонними предметами в больницу даже не по разу. Правда, бывает это крайне редко.

Как считает заведующий оториноларингологическим отделением детской областной больницы Владимир Фуфачев, в любом случае детский травматизм - проблема взрослых, дети расплачиваются за их халатность.

- Подход к ребенку должен быть именно как к маленькому существу, которое часто не понимает, что делает, - говорит он. - Но взрослые-то должны понимать. Малыш все норовит попробовать на зуб, а родители не создают у него психологического барьера.

Кроме того, они и сами не всегда могут понять, что с ребенком что-то не то. Животик болит - ну, он у всех маленьких детей временами болит. А ребенок, оставшись без надзора даже на короткое время, мог что-то проглотить. С ходу это заподозрит только врач.

Если малыш подавился на глазах родителей и кусок пищи не ушел далеко в дыхательные пути, взрослые могут сами оказать первую помощь. Например, повернуть ребенка вниз головой и постучать по спине. Тогда, пусть "с криком, с ревом", застрявший кусок он выкашливает. Но после этого все равно обязательно надо показаться врачу. Может не все выйти или останется какое-то раздражение.

До больницы лучше не доводить

Как говорят медики, оказывать помощь детям, попавшим в такую ситуацию, зачастую сложнее, чем взрослым, особенно это касается малышей, которые не могут объяснить, что с ними произошло. Кроме того, они, естественно, негативно воспринимают медицинские манипуляции, их нужно обездвижить. Поэтому наркоз им дают чаще, чем взрослым, правда, небольшой.

Хотя дети в подобной ситуации имеют и преимущество перед взрослыми. Сама природа позаботилась, чтобы у них все заживало быстрее и с меньшими последствиями, детский организм обладает мощной регенеративной способностью, у него сильная выживаемость, органы не изношены. Но, например, при сильном ожоге их страдания огромны. В том же Центре травматологии в ожоговом отделении есть целая детская палата для маленьких пациентов, и она не пустует.

К тому же само пребывание ребенка в больнице дается ему нелегко. Малыш привык двигаться, бегать, а здесь вынужден лежать. Правда, медики стараются по возможности облегчить его пребывание в больнице. Так, в Центре травматологии есть даже свой детский воспитатель, медсестры обучены обращению с маленькими пациентами. Для тех, кто находится здесь более двух недель, есть дистанционное обучение через Интернет. Малышей, как правило, госпитализируют вместе с родителями.

Читателю на заметку

Как избежать детского травматизма

Максимально поднять опасные предметы, чтобы ребенок ни при каких обстоятельствах не мог до них дотянуться. Любые лекарства и агрессивные жидкости должны быть под замком. Именно под замком, а не просто в шкафчике на верхней полке. Взрослые не всегда могут предугадать действия ребенка. Например, они думают, что он не дотянется до подоконника, а он пододвигает стул и выпадает из окна.

Возле маленького ребенка не должно быть никаких режущих, колющих и вообще острых предметов. Нужно понимать, что у малыша развивающийся организм, он очень любопытен, открыт новому и все пробует сам. У детей до определенного момента нет чувства опасности.

Нужно объяснить, что в квартире или доме есть территории, где нельзя играть. Например, это кухня или подсобное помещение. При этом надо учитывать, что самоконтроль у ребенка формируется примерно к школе, а в три-четыре года ему еще сложно что-то объяснить. Постоянные запреты приводят к любопытству и желанию их нарушить.

В то же время память ребенка очень хорошо работает по отношению к опасности. Даже после одного раза, когда малыш сталкивается с каким-то резким негативным результатом, он будет помнить, что к этому привело. Поэтому можно даже проводить своего рода профилактику опасности. Например, дать возможность ребенку прикоснуться к не очень горячему предмету, но чтобы он это запомнил.

Комментарий

Марина Копысова, специалист Кировского областного центра медицинской профилактики:

- Причина большинства ЧП с детьми в том, что родители недооценивают ситуацию. Возможно, когда-то подобное было, но все закончилось хорошо, и взрослые понадеялись, что и на это раз "пронесет". Оставили ребенка одного дома, ничего страшного не случилось, а на второй раз - случилось. С какого возраста ребенка можно оставлять дома одного, точного определения в российском законодательстве нет. Хотя, например, в большинстве европейских стран дети до 12 лет не могут находиться без сопровождения взрослых. У нас общепринято, что до школы. Но на практике каждый сам должен определить, когда его ребенок будет готов остаться дома один. Приучать к этому лучше заранее и постепенно. Например, начинать с часа-полутора. Но и это при условии, что у ребенка нет серьезного медицинского диагноза и он владеет элементарными навыками самообслуживания. В четыре-пять лет можно оставлять ребенка одного в комнате на какой-то период. И если он способен два часа играть самостоятельно и не прибегает к взрослым, чтобы спросить совета, значит, какая-то автономность уже есть.