Ученые Крыма рассказали, что представляет угрозу Черному морю

Опровергнув насаждаемый Украиной миф об экологическом вреде строительства моста через Керченский пролив, ученые напомнили о реальных, а не мнимых угрозах. Морские биологи рассказали, отчего на самом деле гибнут дельфины и почему не стоит восторгаться бирюзовым цветом Черного моря у его берегов.

Эксперты развеяли утверждение президента Украины Петра Порошенко о том, что мост через Керченский пролив негативно воздействует на экологическую ситуацию в регионе. В действительности все с точностью до наоборот. Строительство транспортного перехода привело к росту популяции дельфинов вблизи моста. А это в свою очередь стало следствием увеличения кормовой базы морских млекопитающих.

- К сожалению, сейчас в Крыму нет станции наблюдения за дельфинами, в своих выводах мы опираемся на данные публикаций в СМИ и местных жителей, отмечающих значительное увеличение их популяции, и особенно азовки, именно в районе моста, - рассказала заведующая лабораторией отдела биотехнологий и фиторесурсов Института морских биологических исследований РАН Наталия Мильчакова. - Эта популяция регистрируется и в Таманском заливе, и у мыса Чауда. Увеличивается численность даже дельфина-белобочки.

Проблема гибели китообразных в Черном море у берегов Крыма действительно существует, говорят эксперты. Всего за четыре месяца с конца апреля по начало сентября активисты проекта "Serene Sea" обнаружили в прибрежной черте 214 мертвых дельфинов.

- Это только то, что мы знаем, отследили сами либо по сообщениям наших активистов, - рассказала "РГ" морской биолог, член Совета по морским млекопитающим Ирина Логоминова. - Чаще всего это либо смерть от рук человека, либо результат воздействия на организм морских млекопитающих морбилливирусной инфекции.

Этим летом активисты обнаружили трупы четырех афалин с отрубленными хвостами. Очевидно, сделали это рыбаки, когда дельфины запутались в сетях. Чтобы не портить снасти, животных безжалостно убили. Скелет афалины, попавшей в сети, нашли и возле Кара-Дага. В конце весны биологи находили особенно много умерших от истощения детенышей дельфина-азовки. Их матери погибли от рук рыбаков, а маленькие особи не смогли выжить самостоятельно. Морские биологи, активисты и просто жители прибрежных поселков часто фиксируют грубейшие нарушения морскими тральщиками правил рыболовства. Но теперь появилась надежда, что закон будет более строг к добыче биоресурсов.

- В прошлом году ОНФ на форуме в Ялте поднял вопрос о том, чтобы отодвинуть зону добычи морских биологических ресурсов от берегов Крыма хотя бы на одну милю, - напомнила Наталия Мильчакова. - Придонные тральщики подходят к берегам на 300 метров и даже еще ближе, уничтожая краснокнижных животных и растения. В год экологии мы подготовили аналитическую записку, она находится в профильном министерстве, и мы надеемся, что в 2018 году правила рыболовства в Азово-Черноморском бассейне будут изменены.

Что же касается болезней морских млекопитающих, то они тоже возникли по вине человека, но справиться с этой проблемой значительно труднее.

- Поражающий дельфинов морбилливирус возник в результате мутации вируса кори и чумы крупного рогатого скота, - говорит Ирина Логоминова. - И все это проникло в Черное море из-за его загрязнения сточными водами. У всех дельфинов этот вирус присутствует в крови, и при ослабленном организме болезнь развивается. От нее животные умирают очень быстро и в страшных муках.

Длительное антропогенное воздействие человека на окружающую среду, включая Черное море, стало главной причиной многих бед его обитателей. И неочищенные сточные воды - первая угроза в цепочке экологических проблем. Ученые отмечают заметное сокращение морских водорослей, насыщающих воду кислородом. От этого в свою очередь зависит существование всех живых организмов.

- Проблема, с которой мы столкнулись в последние годы, - потеря морского биоразнообразия. Подводная растительность - это система, продуцирующая кислород, - говорит эксперт. - Узкая полоса прибрежных водорослей поддерживает жизнь всей системы беспозвоночных, моллюсков, рыб и так далее. Состояние этого звена на многих участках у берегов Крыма ухудшилось. Мы регистрируем все это с помощью дайверов и подводных наблюдений.

Сегодня ученые называют бухту Ласпи и поселок Коктебель "горячими точками" на экологической карте полуострова. В районе Ласпи экологи отмечают существенное, в три-четыре раза, сокращение границы обитания водорослей. Если еще в 60-х годах прошлого века эта граница проходила на расстоянии 35-40 метров от берега, то теперь она сузилась до 10-12 метров. Коктебель же, принимающий за курортный сезон до 100 тысяч отдыхающих, до сих пор не имеет канализации и очистных сооружений. Такая ситуация характерна для абсолютного большинства прибрежных поселков Крыма, но бухта Коктебеля с его специфическими подводными течениями находится между двумя биосферными природными заповедниками, создавая для них прямую угрозу. Кара-Даг и Тихая бухта уже испытывают серьезную экологическую нагрузку из-за проблемы сточных вод. Радует, что в Коктебеле очистные сооружения и коллектор уже проектируют и обещают построить через три года. Государство выделяет на эти цели 1,7 миллиарда рублей. Но во многих других поселках таких планов еще нет.

Химия бирюзы

- В морской воде растет концентрация ионов азота, фосфора и других опасных соединений, попадающих туда со сточными водами в Ялте, - рассказала заместитель директора Морского гидрофизического института РАН Елена Васечкина. - Проанализировав данные с 80-х годов прошлого века до сегодняшнего дня, специалисты пришли к выводу, что за это время содержание ионов азота в морской воде у берегов города выросло в два раза. В определенные сезоны года эта концентрация превышает ПДК, и это очень опасный "симптом".

Спутниковые снимки Голубой бухты Севастополя отчетливо показывают, как загрязненная пленка сточных вод из глубоководного коллектора поднимается на поверхность и распространяется по всей бухте. Да и насыщенный бирюзовый цвет моря у побережья, удививший этим летом не только туристов, но и крымчан, тоже является рукотворным.

- В бирюзовый цвет море окрашивается из-за цветения фитопланктона, это происходит каждый год и является естественным процессом, - отмечает эксперт. - Но в береговой зоне это не природное, а антропогенное явление, и оно может быть опасным. Со стоками в море попадают соединения азота и фосфора, необходимые для роста фитопланктона, в результате чего есть риск возникновения заморов.

Бурный рост планктона сменяется его отмиранием, с которым море не может быстро справиться, и тогда возникает недостаток кислорода. Ученые предупреждают, срочно необходим целый комплекс мер, включающих изменение правил рыболовства, модернизацию очистных сооружений, введение серьезных ограничений на деятельность человека в местах локального обитания дельфинов. Морские экологи хотели бы участвовать в экспертизе крупных инвестиционных проектов, реализуемых в прибрежной полосе. Это не каприз, утверждают ученые. Если не будет комплексного подхода, то экологическая ситуация в бассейне Черного моря продолжит усугубляться.

Комментарий

Виталий Нахлупин, заместитель председателя Совета министров Крыма:

- Дискуссии экологов напоминают диспуты юристов. Говорят, сколько юристов, столько и мнений. У экологов примерно также. В экспертизу передается четыре варианта решения проблем канализации и стоков Коктебеля. В том числе и глубоководный выброс, и реанимация старых советских проектов строительства канализационных очистных сооружений. Думаю, что основным критерием отбора будет цена каждого проекта и стоимость их дальнейшего обслуживания. Экспертиза поставит точку в этом вопросе.