05.10.2017 11:48
    Поделиться

    Жители калмыцкого поселка остались отрезанными от цивилизации

    Со страхом ждут начала осенних ливней жители поселка Каажихин в Сарпинском районе Калмыкии. Дело в том, что осенью, зимой и весной каажихинцы отрезаны от цивилизации. И вроде живут они не на острове, а среди необъятной степи, но выбраться из дома даже при возникновении экстренной ситуации в этот период удается не всегда.

    Единственная дорога, которая связывает степной поселок с внешним миром, проходит через небольшую речушку Кара-Сал. Но небольшой и неопасной она кажется только во время засушливого калмыцкого лета. Когда начинаются дожди, речка наполняется водой и блокирует поселок. При этом старая дамба, по которой проложена дорога, давно перестала выполнять свои функции. В прошлом году каажихинцев наконец-то порадовали. Дамбу реконструировали, возле поселка появилось новое гидротехническое сооружение, по которому проложили дорогу и которое теоретически должно было обеспечить надежную и постоянную связь Каажихина с "большой землей". Увы, ничего подобного не произошло. Это стало ясно уже после первого сезона дождей.

    - Власти потратили кучу денег, но в итоге для нас практически ничего не изменилось. Гидросооружение не выдерживает напора воды. К тому же оно просто засыпано сверху вязкой глиной, в которой даже при небольшом дожде транспорт вязнет. Каждый второй житель поселка уже по два раза ремонтировал ходовую после поездок по этому мостику. В слякоть по нему вообще ездить небезопасно - машины заносит из стороны в сторону. А когда начался паводок, вода даже лилась сверху, с моста, и смывала машины. Летом же, когда все высохло, это сооружение потрескалось и накренилось. Что с новым мостом, что без него - ничего не изменилось, - вздыхает жительница поселка Евгения Очирова.

    По словам каажихинцев, в паводок и слякоть через речку легче перебраться вплавь, чем по дамбе. И сельчане поступают именно так. Используют лодки, сооружают для переправы плоты, преодолевают водную преграду на автомобильных шинах. Местные жители даже разработали собственную логистику по водно-пешеходно-автомобильной схеме. Из поселка они переправляются на другой берег по воде, потом идут пешком около семи километров до начала асфальтированной дороги, а уже там садятся в машины. Когда же жители Каажихина возвращаются домой, то свои машины тоже бросают, не доезжая до поселка. В результате в степи образовалась стихийная автостоянка. Но местные знают, где чей автомобиль, и не посягают на чужое добро. Все это, возможно, было бы забавно, если бы не серьезные трудности и даже реальная опасность, связанная с подобным образом жизни.

    - Молодежь из нашего поселка уехала, в основном здесь остались пожилые люди. И в случае чего скорой к ним в распутицу не доехать. Уже был такой случай: у женщины произошел микроинсульт, а ее не удалось быстро вывезти из поселка. И скорая не могла проехать. В результате вовремя оказать медицинскую помощь не получилось. У женщины возникли осложнения, и ей предстоит тяжелый период восстановления. А еще с приходом дождей у нас начинаются проблемы с продуктами. В поселке работает один маленький магазинчик, и что-либо туда завезти становится непросто. А самим не наездиться до райцентра за 80 километров на лодках-машинах. Люди в этот период просто выживают на своих запасах, - рассказывает Евгения Очирова.

    Каажихинцы пишут чиновникам, но пока их проблемой заинтересовались только в республиканском отделении ОНФ. "Фронтовики" на месте оценили ситуацию и зафиксировали разрушения на дамбе. Как оказалось, первый весенний паводок повредил железобетонные крепления дна и откосы бьефов. А между тем на гидросооружение, не прослужившее и года, было потрачено 20 миллионов рублей.

    - В нашем климате речка Кара-Сал превращается в полуовраг с крутыми берегами и вымывает грунт. Она наполняется по весне, а летом пересыхает. А возведенное гидросооружение оказалось сомнительного качества. Дамба состоит из двух горизонтальных бетонных колодцев, засыпанных глиной. Соответственно, когда вода поднялась, она эту глину начала вымывать. А поскольку фундамента нет, то и дамба оказалась неустойчивой. Гидросооружение пережило только один весенний паводок. Но сейчас пойдет осенний. Потом - следующий весенний, и все может попросту смыть, - рассказывает о своих впечатлениях глава республиканского исполкома ОНФ Александр Городовиков.

    В ОНФ не исключают, что при проектировании сооружения или во время строительства были допущены ошибки. И если срочно не привести гидротехническое сооружение в порядок, то люди вновь надолго останутся отрезанными от цивилизации, а два десятка миллионов рублей окажутся потрачены впустую. Кстати, в прокуратуру уже направлен запрос с просьбой провести проверку.

    Комментарий

    Валерий Емельянов, заместитель главы администрации Сарпинского района:

    - Деньги выделялись по программе софинансирования, в том числе и из районного бюджета, но в основном федерального и республиканского. Факты налицо: плотину сделали, приняли, ленточку перерезали, акты подписали, но весенний паводок натворил много бед. Саму плотину он не разрушил, однако железобетонные конструкции пострадали. Сейчас переезд там есть. Но главе муниципального образования, которое выступало заказчиком, нужно обратиться с претензией к подрядчикам, строившим сооружение. На все ведь есть гарантия. Даже когда мы покупаем ботинки, нам дают гарантию. И сделать это надо быстрее, пока не поздно, чтобы в дальнейшем не было проблем. Последствия случившейся неурядицы нужно устранять. Пока неизвестно, по чьей вине все произошло. В этом должны разобраться специалисты. Поэтому надо, чтобы приехали эксперты и сделали заключение, кто виноват.

    Из письма жителей поселка Каажихин

    "Мы отрезаны от цивилизации, от развитой инфраструктуры и просто от всех удобств современной жизни. До хорошей асфальтированной дороги нам нужно добираться всеми немыслимыми способами семь километров, включая размытый насыпной глиняный мост, тонкий, как ниточка. Три сезона в году мы лишены возможности передвигаться по нашим дорогам. Чтобы добраться в непогоду до асфальта, необходимо иметь в хозяйстве как минимум вездеход. В 2015 году случилось чудо, которого мы ждали с нетерпением. Нам пообещали построить мост, который раньше дважды в год смывало течением. На строительство моста было выделено свыше 20 миллионов. В 2016 году построили гидротехническое сооружение на реке Кара-Сал. Это не спасло положения. Мы по-прежнему испытываем трудности с передвижением, грязь и глина там же. Ездить по ним стало еще опаснее. Само сооружение не вынесло суровых условий нашего климата..."

    Поделиться