Жюри кинофестиваля во главе с режиссером, сценаристом, советником заместителя директора по общественно-политическому вещанию Первого канала Тенгизом Семеновым определило победителей главного документального киносмотра страны.
На церемонии награждения было вручено множество специальных и основных призов, в общей сложности награды получили 11 картин, причем среди них не только конкурсные работы, но и фильмы, показанные в рамках информационных программ. Однако, учитывая, что в конкурсе участвовала 31 кинолента, ясно, что большинство работ осталось без статуэток и дипломов, зато некоторые фильмы получили сразу по несколько наград.
Такое распределение члены жюри объясняют объективным уровнем киноработ, а его напрямую связывают с финансированием документалистики.
- Мы определили лучшие фильмы конкурсной программы и среди них распределили призы, - рассказывает член жюри, президент Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России Галина Леонтьева. - К сожалению, в этом году на документальное кино мы получили 120 миллионов рублей, а не 300, как в прошлом году. Есть тенденция к уменьшению финансирования. Это не может не сказываться на качестве фильмов.
Стоит добавить, что четверть всех присланных на фестиваль работ, а их было 280, сняты без господдержки.
Гран-при вполне ожидаемо получил фильм Татьяны Скабард "Последний парад "Беззаветного". Похоже, что когда в программе появляется работа этого режиссера, шансы на победу у остальных картин заметно падают. Несколько лет назад ее работа также взяла главный приз.
Фильм рассказывает о событиях 1988 года в Черном море, когда небольшой сторожевой корабль "Беззаветный" героически пошел на таран американского крейсера, чтобы вытеснить его из территориальных вод СССР. Об этом инциденте не сообщали советские СМИ, так что создатели фильма обратились к практически нераскрытой странице нашей истории.
Как отметил президент фестиваля Клим Лаврентьев, на нынешнем кинофоруме было два чуда: Татьяна Скабард и дебютантка Юлия Бобкова. Ее фильм "Последний вальс" получил приз зрительских симпатий и награду за лучший дебют.
- Я позвонил ее мастеру и сказал, что это не учебная работа, а полноценный диплом! Девушка уже вошла в профессию, - рассказал Клим Лаврентьев.
Студентка ВГИКа Юлия Бобкова взялась за непростую тему. Фильм рассказывает об известном композиторе Олеге Каравайчуке, человеке сложном и закрытом. Он согласился на съемки только при условии, что фильм будет не о нем, а о поселке Комарово, где он жил. Так получилось, что съемочной группе пришлось снимать похороны композитора, отсюда и название фильма.
Призы за лучшую операторскую работу взяла команда операторов из Таллина за фильм "Приходи свободным" режиссера Ксении Охапкиной. Интересно, что уже не в первый раз прибалтийские авторы получают на уральском фестивале призы именно за мастерство киносъемки. Эта же картина отмечена жюри в самой тяжеловесной номинации - "Лучший полнометражный фильм".
Приз за лучший короткометражный фильм получила работа Анны Каториной "Поморские жонки" - о женах рыбаков российского Севера.
Еще одним фаворитом фестиваля можно назвать работу краснодарских режиссеров "Жизнь с бактериями". Станислав Ставинов и Андрей Тимощенко сняли настоящий "гимн молодой науке" - именно так о фильме отозвался член жюри киновед Валерий Фомин.
- Я никогда не испытывал симпатий к бактериям, но стал оголтелым поклонником этого фильма. Обязательно посмотрите его, может быть, ваши дети после этого побегут поступать на биофак, - добавил Фомин.
Фильм "Жизнь с бактериями" получил спецприз жюри и приз кинопрессы. Второй спецприз жюри "За воплощение образа жизнеутверждающего героя" вручен известному режиссеру из Алматы Владимиру Тюлькину за фильм "13 километров".
Работы уральских авторов остались в этом году без наград, что бывает нечасто. Зато дважды была отмечена внеконкурсная, но от того не менее фундаментальная работа екатеринбургской кинокомпании "Снега" - фильм "Равная величайшим битвам". Картина посвящена эвакуации промышленных предприятий во время Великой отечественной войны. Фильм получил приз госархива и право на государственное хранение, а также награду Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России.
Особым участником программы кинофестиваля стала кинокартина "Про рок" Евгения Григорьева. Фильм в эти дни выходит в коммерческий прокат, и это добавило ажиотажа фестивальному показу. Команда фильма поставила себе цель создать полноценную прокатную картину и максимально вложилась в постпродакшн, что нехарактерно для современной документалистики. Это вторая в истории российского кино документальная работа со звуком в стандарте 5.1, том самом, к которому привыкли нынешние посетители кинотеатров.
Фестиваль "Россия" - не только площадка для просмотра фильмов. Здесь не стесняясь говорят о самых тяжелых проблемах отечественного кино. В этот раз президент фестиваля Клим Лаврентьев особо отметил, что уже несколько лет документалисты бьются за возрождение в стране кинолетописи. Почти 30 лет в России отсутствует институт официальной кинохроники, который действовал даже в самые тяжелые годы двадцатого столетия. Благодаря этому мы можем видеть на пленке Льва Толстого и множество других великих людей. Нам нечего будет показать о нашей эпохе, - говорят документалисты. "Это преступление перед будущим", - заявил Клим Лаврентьев.