Министра, с одной стороны, можно понять - обидно, когда иностранные фильмы собирают в России огромную кассу, часть от которой могла бы быть обращена на пользу российскому кино. Например, использовать эти средства для его развития. С другой стороны, пока российское кино лишь становится конкурентоспособным на мировом уровне, вводить столь высокий прокатный сбор - значит сбить всю систему. На крупнейшем фестивале российского кино "Кинотавр" в этом году только и делали, что обсуждали этот вопрос. Основные опасения представителей киноиндустрии сводились к тому, что предложение министра больно ударит по российскому кино, особенно по авторскому и экспериментальному. Тем не менее в августе министерством культуры был разработан законопроект "на заданную тему" и вынесен на общественное обсуждение. Его обсуждают до сих пор. Но на днях министр культуры Владимир Мединский снова дал тему для обсуждений. Он заявил, что все же более правильным будет брать не фиксированную сумму, а процент от кассы фильма. Эти деньги будут поступать в Фонд кино, который, в свою очередь, перенаправит их на развитие отечественного кинематографа.
"Я считаю, что это правильный принцип, сделать так, чтобы за счет западного, голливудского кино финансировался отечественный кинематограф. Формы могут быть разные. Например, во Франции и Польше существует не разовый взнос, а процент от сборов. Во Франции он довольно высокий, около 12%. Мне представляется французская модель более справедливой. Можно обсуждать размер процента", - сказал министр. И пояснил, что "принцип, когда богатый платит много, а люди и компании, чьи фильмы собирают меньше средств, платят меньше, выглядит более справедливым, чем разовый сбор".
Реакция представителей индустрии не заставила себя ждать.
Олег Березин, гендиректор студии "Нева-фильм", считает, что "историки потом напишут, что своими инициативами министр консолидировал киносообщество, и это хорошо", и дает свои предложения: процент Фонду кино платят кинотеатры - не более 10% кассового сбора, платят по всем фильмам, и нацфильмам ничего не компенсируется. Из прибыли сначала вычитаются проценты, которые уходят в РАО и Фонд кино, а оставшаяся сумма делится между кинотеатром и дистрибьютором. Кроме того, платят не только кинотеатры, но и телевидение, онлайн и физические носители.
Продюсер Евгений Гиндилис: "Модель, при которой национальное кино финансируется через сборы с иностранного, более разумная, чем бить по игрокам рынка пятью миллионами рублей".
Между тем
По аналитике Фонда кино доля российского кино в прокате растет и хорошими темпами: за последний год она поднялась с 14 до 20%. Обусловлено это ростом сборов отечественных фильмов в прокате: они за год увеличились на 25% и составили 7,8 млрд рублей, тогда как сборы иностранных фильмов выросли только на 5,3% - до 32 млрд рублей.