Новости

08.10.2017 19:49
Рубрика: Происшествия
Проект: В регионах

Под Покровом ночи

Аварии в Забайкалье, Владимирской и Московской областях в очередной раз показали, что автобусные перевозки становятся все опаснее
Ространснадзор завтра приступает к внеплановой проверке перевозчиков, которые перевозили пассажиров в подмосковной Коломне и Забайкальском крае. Об этом "РГ" сообщили в ведомстве. Для расследования причин аварии во Владимирской области, где на железнодорожном переезде поезд столкнулся с автобусом, уже создана специальная комиссия Ространснадзора по поручению главы минтранса Максима Соколова.

Как стало известно "РГ", в Коломне водитель рейсового автобуса не обратил внимания на знаки ограничения скорости движения, поставленные дорожниками, проводившими работы на этом участке трассы. На повороте на скользкой мокрой дороге он не справился с управлением, машина упала в кювет.

Результат известен - авария унесла жизни шести человек. Индивидуальный предприниматель, который вез детей в Забайкальском крае и столкнулся с грузовиком, по всей видимости, уснул за рулем из-за усталости. Правда, он не оформил заказную перевозку отдельной группы детей, тем самым уже нарушив закон. И в первом, и во втором случае виноват, как принято сегодня говорить, человеческий фактор.

А вот в трагедии с гражданами Узбекистана, которые следовали из Подмосковья к себе на родину (маршрут должен был пролегать через Казахстан) на автобусе, принадлежавшем казахскому предпринимателю, виновата техника. По крайней мере, очевидцы упоминают севший аккумулятор.

Однако все причины произошедшего еще предстоит выяснить экспертам. Почему автобус, который был всего два часа в пути, заглох на переезде? Может быть, и тут сыграл свою роль пресловутый человеческий фактор? И кто ответит за то, что "автобус смерти" оказался на дороге?

В 3 часа 29 минут 6 октября на железнодорожной станции Покров автобус Mercedes столкнулся с поездом, который следовал по маршруту "Санкт-Петербург - Нижний Новгород". "По предварительной информации, у автобуса произошла поломка. В момент столкновения он находился на железнодорожном переезде", - рассказали в полиции.

Все железнодорожные переезды, где не менее трех раз в час проходят поезда, должны быть двухуровневыми

Как выяснилось впоследствии, в момент трагедии в автобусе находились 58 человек - в основном граждане Узбекистана, возвращавшиеся с работы из Егорьевского района Московской области. В результате аварии 17 из них, в том числе один из водителей - гражданин Казахстана, погибли.

Сейчас выжившие уже дома. Самолет Ил-76 Минобороны Узбекистана забрал их и тела погибших с аэродрома Раменское в подмосковном Жуковском в Термез еще в ночь на 8 октября.

Однако под Покровом все напоминает о страшной ночи. Рядом с тем, что было когда-то автобусом Mercedes, а теперь превратилось в груду искореженного металла, лежат разбросанные вещи, обрывки ткани, куски одежды, искореженные чемоданы и дорожные сумки. Взгляд упал на останки темно-синей детской коляски. Для мальчика. Рядом с ней множество разбросанных по мокрой земле разрозненных мужских ботинок черного цвета. Когда произошла трагедия, большинство пассажиров автобуса спали.

"Автобус старый, заглох на железнодорожных путях. По свидетельству выживших, они увидели поезд, 34 человека выскочили из автобуса, пытались сдвинуть его с места, однако сделать им это не удалось", - рассказал журналистам глава администрации города Покрова Вячеслав Аракелов.

Выживший в аварии водитель автобуса Сарман Нургали уверял следователей, что автобус хотя и был старым, но "сломался первый раз". "Аккумулятор слабый был, хотели завести - не завелся, потом хотели подтолкнуть. Автобус 1990 года выпуска", - объяснил он.

В Московском межрегиональном СУ СК РФ на транспорте сообщили, что автобус принадлежал частному предпринимателю из Казахстана. По факту ЧП следователи возбудили дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц". Виновному в ДТП может грозить до семи лет тюрьмы. Как рассказали в РЖД, переезд в Покрове, где случилась авария, был снабжен средствами защиты: оборудован шлагбаумом, световой и звуковой сигнализацией. Увидев заглохший на путях автобус, дежурный по переезду сразу включил заградительный сигнал, уведомляющий локомотивные бригады поездов, приближающихся к переезду, о преграде на пути. "Машинист пассажирского поезда N 60 сообщением "Санкт-Петербург - Нижний Новгород" применил экстренное торможение, подал световые и звуковые сигналы. Но расстояние до полной остановки состава было недостаточным", - сообщили в РЖД.

Все железнодорожные переезды, где не менее трех раз в час проходят поезда, должны быть двухуровневыми. На технологических и других переездах, где малая интенсивность движения, надо ставить камеры для фиксации движения машин и оборудовать их шлагбаумами, звуковыми и световыми сигналами.

Такое предложение высказал "РГ" глава Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Большая часть переездов находится на пересечении не с федеральными, а с региональными или местными трассами. За их счет и должны строиться двухуровневые переезды, но это очень затратно для локальных бюджетов.

Москвичев уверен, что строительство развязок на региональных и муниципальных дорогах, включая их оборудование необходимой техникой, нужно финансировать за счет поступлений в казну от топливных акцизов. Переезды на технологических дорогах необщего пользования должны оборудоваться за счет их собственников, добавил он.

Он предлагает к 2019 году разработать программу по строительству развязок на пересечении с железной дорогой по аналогии с той, что была в 80-х годах прошлого века по возведению внеклассных мостов. Для того чтобы сделать программу не очень затратной, необходимо разработать единый типовой проект эстакад над железнодорожными путями. Всего на реализацию программы, по его подсчетам, нужно 18 - 20 миллиардов рублей.

273 человека погибли в авариях с участием автобусных перевозчиков только за январь - август этого года

Эти предложения будут обсуждаться завтра на заседании комитета с участием представителей отрасли, минтранса и МВД. Ведь проблема переездов - это не только проблема железной дороги, но и вопрос безопасности пассажиров и дорожного движения. Только в Московской области десятки переездов, где автомобилисты ждут возможности пересечь железнодорожное полотно часами, добавил он.

В свою очередь РЖД намерена направить обращения в минтранс, МВД и Комитет Госдумы по транспорту и акцентировать внимание на беспрецедентном росте числа нарушений, которые совершают водители на железнодорожных переездах.

В частности, железнодорожники настаивают на ужесточении ответственности водителей за подобные нарушения, особенно при массовых пассажирских перевозках.

Наказывать нужно и руководителей автотранспортных предприятий за выпуск на линию неисправных транспортных средств, резюмируют эксперты.

В минтрансе напомнили "РГ", что в Госдуме сейчас находится ряд законопроектов ведомства, направленных на повышение безопасности автобусных перевозок. В начале сентября правительство внесло законопроект о совершенствовании лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, он готовится к рассмотрению. Документ направлен на повышение безопасности пассажиров при заказных перевозках автобусным транспортом.

В конце прошлого года Госдумой принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон "О безопасности дорожного движения" и КоАП. Документом предлагается установить дополнительные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

Кроме того, в 1-м чтении принят законопроект "Об организации дорожного движения", в целом направленный на правовое регулирование базовых вопросов, связанных с эффективной организацией дорожного движения в городах. Минтранс России надеется на скорейшее принятие этих законопроектов, которые должны сделать перевозки хоть чуточку безопаснее.

Кстати

Полиция выяснила, что спасенные пассажиры автобуса имели проблемы с законом. В отношении семнадцати иностранных граждан, не пострадавших в результате ДТП на железнодорожном переезде станции Покров Петушинского района Владимирской области, сотрудниками отдела по вопросам миграции ОМВД России по Петушинскому району составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ). В настоящее время собранные сотрудниками полиции материалы направлены в суд для принятия решения, сообщили в пресс-центре МВД.

Рейс в никуда

Две тяжелых автобусных аварии вряд ли будут последними. Статистика становится все страшнее. А возникающие на волне громких ДТП с автобусами или грузовиками законодательные инициативы забываются или же их реализация затягивается.
В Госдуме предлагают к 2019 году разработать специальную программу по строительству развязок на пересечении с железной дорогой. Фото: Photoxpress

Только за январь - август этого года с участием автобусных перевозчиков произошло 5422 ДТП. Это на 84,2 процента больше, чем за аналогичный период прошлого. Почти в два раза!

В этих авариях погибло 273 человека, что на 38,6 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В прошлом году рост аварийности по автобусным перевозкам также был на уровне 100 процентов.

Давайте посмотрим, где происходит основной рост аварийности. Более чем на 100 процентов выросло количество аварий с автобусами, которые совершают так называемые заказные перевозки в городах. По сути под такими заказными перевозками скрываются нелегальные маршрутные такси.

Количество аварий при регулярных пригородных перевозках выросло более чем на 86 процентов. При таких же заказных перевозках на 6 процентов. Количество аварий при междугородних и международных перевозках выросло на 71 процент.

Высокие требования, которые предъявляются к автоперевозчикам, не всем по душам. Проще перевести свой транспорт в частные руки, чем обеспечивать регулярную проверку его технического состояния, а также проверку водителей.

И вот что получается: из 500 тысяч автобусов до 5 тонн 310 тысяч, то есть более 60 процентов, принадлежит физическим лицам. Из 365 тысяч автобусов более 5 тонн физическим лицам принадлежит 120 тысяч. То есть около 32 процентов.

Картина автопарка за несколько лет показывает, что чем больше автобусов у физлиц и меньше у транспортных предприятий, тем выше аварийность. Два года назад даже звучало предложение запретить регистрацию многоместных автобусов за частными лицами. Понятно, что такой транспорт для даже очень большой семьи великоват. А значит, использоваться будет в коммерческих перевозках. А раз он будет перевозить пассажиров за деньги, то должен соответствовать всем необходимым требованиям. Без всяких послаблений. Идея тогда не прошла. Но равную высокую ответственность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения правил перевозок ввели.

Была идея ограничить эксплуатацию автобусов по возрасту. Напомним, что в Европе это делается практически естественным путем. Есть требования по экологическим классам. Чем ниже класс, тем дороже эксплуатация. Ну и в основном весь транспорт приобретается в лизинг. А при лизинге бессмысленно содержать старые машины. Но у нас требований по экологическим классам нет, а лизинг недостаточно развит. Поэтому структура парка сейчас такова. 52 процента из автобусов до пяти тонн старше 10 лет. 31 процент этих автобусов старше 15 лет. Чуть лучше ситуация в автобусном парке массой более 5 тонн. Там машин старше 10 лет всего 47,5 процента. Из них старше 15 лет 32 процента. При таком возрасте парка понятно, что возможны любые поломки. Как бы надежна ни была машина, но рано или поздно возникает то, что называется усталостью металла и других материалов.

Однако едва в постановлении правительства, которое утвердило правила организованной перевозки групп детей, прописали, что школьный автобус не может быть старше 10 лет, как тут же со стороны автопредприятий хлынули заявления, что такого количества таких машин в России нет и быть не может. А ведь речь идет именно о безопасности детей, а не выгоде содержания старых машин. Понятно, что подобные предложения в целом по автобусным перевозкам и вовсе не рассматривались.

Несколько лет откладывалась поправка в законодательство, допускающая к работе за рулем только водителей с российскими правами. Ее наконец приняли. Но водители, которых неизвестно чему и где обучали, никуда не исчезли. Они продолжают возить нас и создавать аварийные ситуации на дороге. Может, пора перестать задумываться над тем, что выгодно автоперевозчикам, и начать думать о безопасности на дорогах?