В январе - августе промпроизводство выросло на 1,9 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом наибольшие темпы роста наблюдались во втором квартале (3,8 процента), а в третьем отмечается их общее снижение.
Это связано как с относительно высокой базой сравнения, так и с отдельными ограничениями роста, среди которых следует отметить низкие показатели внутреннего спроса, прежде всего потребительского, опережающий рост импорта (в физическом выражении на 17 процентов в январе - июле), стабилизация и укрепление реального курса рубля, крайне низкий уровень роста цен производителей (в целом по обработке в августе на 0,7 процента к декабрю, по продукции инвестиционного машиностроения - на 1,2 процента), снижение сальдированного финансового результата в промышленности (он оказался на 11 процентов ниже, чем в предыдущем году).
Основной позитив в динамике промышленного производства исходит от сектора добычи полезных ископаемых, здесь за 8 месяцев зафиксирован рост производства на 3,2 процента. Росло производство всех видов топлива: природного газа (14,1 процента), угля (7 процентов), нефти (0,8 процента) к соответствующему периоду 2016 года.
В обрабатывающей промышленности, где в январе - августе рост составил 0,9 процента, существуют "зеленые ростки". Уверенный рост сохраняется в производстве текстильных изделий, автотранспортных средств, резиновых и пластмассовых изделий, мебели.
Основными очагами резкого замедления роста являются производство одежды и кожи, деревообработка, полиграфическая деятельность, производство готовых металлических изделий, производство компьютеров и электроники, производство прочих транспортных средств.
Низкие показатели спроса и опережающее замедление темпов роста цен производителей на фоне растущих издержек на обслуживание кредитов ведет к снижению прибыльности бизнеса. Например, в первом полугодии 2017 года сальдированный финансовый результат в целом по экономике снизился на 11 процентов, а в обрабатывающей промышленности на 15,6 процента.
Таким образом, текущая экономическая динамика в части промышленного производства является достаточно волатильной, что нехарактерно для фазы активного восстановления экономического роста. Кроме того, рост пока не охватил наиболее существенную часть экономики - доходы и спрос населения. Спад реальных доходов за последние три года превысил 10 процентов.
Для восстановления производственной активности нужен внутренний спрос, а он пока очень неустойчив. Вызывающие оптимизм темпы роста инвестиций в основной капитал, по нашей оценке, в основном связаны с ограниченным набором крупных инфраструктурных проектов и реализацией отложенного спроса на оборудование. Таким образом инвестиции не выполняют свою основную функцию - не создают условий для расширения производства.
Кроме того значительная часть инвестиционного спроса удовлетворяется за счет растущего на фоне укрепляющегося рубля импорта. Спрос населения сдерживается ситуацией с реальными доходами.
В этих условиях естественными будут действия по отказу от избыточного сдерживания спроса. Это можно сделать за счет ускоренного снижения реальной процентной ставки (хотя бы до уровня 2 процентов) и путем некоторого перераспределения бюджетных расходов в пользу социальной сферы и инвестиций.
В противном случае в ближайшие два - три года трудно рассчитывать на темпы роста ВВП выше 1,5 - 2 процентов.
Несмотря на высокую неопределенность текущей экономической ситуации, предприятия набирают новых работников и готовы продолжить их наем в конце года, тем самым вновь и вновь снимая с властей обязательства по борьбе с безработицей.
Такой вывод после очередного опроса директоров предприятий делают эксперты Института экономической политики имени Гайдара.
Однако прогнозы спроса, потерявшие в третьем квартале 15 пунктов и закрепившиеся в сентябре "в минусе", способны заставить промышленность окончательно отказаться от поддержания положительной динамики производства в последние месяцы года.