09.10.2017 17:55
    Поделиться

    Геологическая информация стала открытой для всех пользователей

    С внесением изменений в Закон "О недрах" для пользователей был открыт огромный пласт геологической информации, которая раньше была строго конфиденциальна. Поправками в этот закон государство взяло на себя обязательства обеспечить доступ к этим данным всех заинтересованных лиц. Оперативное предоставление максимально полной, достоверной и актуальной информации о строении и состоянии недр и недропользовании поможет оперативно решить многие хозяйственные вопросы. Более того, чтобы удовлетворить существующие потребности в геологической информации, необходимо сформировать единое информационное пространство. Оно должно объединить архивные данные и информационные потоки различной направленности, относящиеся к проблемам управления и инвестирования в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы.

    Федеральный закон "О недрах" в новой редакции вступил в силу 1 января 2016 года. Он существенно изменил сложившийся подход к сбору, хранению и предоставлению геологической информации и в целом к организации и проведению работ по геологическому изучению недр.

    Например, установлены предельные сроки конфиденциальности для информации, полученной за счет средств недропользователей: 3 года - для первичной геологической информации и 5 лет - для интерпретированной.

    Фактически по истечении этих сроков режим коммерческой тайны перестает действовать, и информация переходит полностью во владение государства. Это же норма распространена и на информацию, полученную до 1 января 2016 года.

    Законодательно определено понятие Федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах" (ФГИС "ЕФГИ"). Не менее важно, что впервые законодательно зафиксирована необходимость обеспечения полноты сведений обо всей геологической информации, как первичной, так и интерпретированной.

    Причем во всех ее источниках, независимо от формы собственности, места происхождения и места хранения. Из-за недостатка финансирования возникали сложности организационно-методического обеспечения функционирования системы фондов, в том числе и связанные с их территориальной распределенностью. Они, а также отсутствие координации между фондами федерального и регионального подчинения привели к тому, что первичные данные были неполными, а оперативность предоставления геологической информации снизилась. В результате появились частные базы и банки данных. Одновременно на базе Интернета и появления технологий для различных категорий потребителей (органы власти, представители бизнеса, частные лица) были созданы информационные системы оперативного сбора, учета и мониторинга состояния объектов фонда недр и недропользования.

    Установлены предельные сроки конфиденциальности для геологической информации недропользователей: 3 года - для первичной и 5 лет - для интерпретированной

    Сегодня существуют системы, ориентированные на накопление и обработку фондовой информации: например, информационная система (ИС) "Недра", автоматизированная информационная система (АИС) "Керн-Недра" и другие. А также есть ресурсы, обеспечивающие электронный сбор и оперативный учет информации о состоянии МСБ, информационно-аналитическое обеспечение (ФГИС "Автоматизированная система лицензирования недропользования" (АСЛН), ФГИС "Минерал-финансы" и другие). Кроме того, банки и базы данных, содержащие геологическую информацию, создаются недропользователями для решения своих задач.

    С использованием фондовых систем пополняются фонды первичной и интерпретированной геологической информации. Оперативные системы, в свою очередь, обеспечивают удаленный сбор информации (данных и документов) с актуализацией ее по месту создания, оперативный учет и централизованное хранение, сопровождение планирования и мониторинга управления фондом недр.

    С появлением ФГИС "ЕФГИ", которая должна занять центральное положение в обеспечении функционирования единого информационного пространства геологической отрасли, можно будет описать весь массив накопленной к настоящему времени геологической информации. С другой стороны, это послужит источником данных для систем предоставления геологической информации конечному потребителю.

    С помощью ЕФГИ можно вести учет всей имеющейся геологической информации о недрах на бумажных, вещественных и электронных носителях. Кроме того, можно осуществлять сбор, хранение и накопление геологической информации о недрах, а также о состоянии МСБ в электронном виде. Наконец, предоставлять в пользование геологическую информацию федерального и территориальных фондов на электронных носителях. Цель этой системы - информационное обеспечение управления государственным фондом недр, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного баланса запасов полезных ископаемых, реестра работ по геологическому изучению недр.

    Согласно новой редакции закона "О недрах", ФГИС "ЕФГИ" содержит две основные части, принципиально различные по своему назначению. Во-первых, это реестр первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, которая содержится в федеральном и территориальных фондах геологической информации, а также в организациях, находящихся в ведении органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организациях. Во-вторых, это первичная и интерпретированная геологическая информация о недрах, имеющаяся в федеральном и территориальных фондах и представленная на электронных носителях.

    Доступ пользователей к сведениям реестра свободный, осуществляется через Интернет и не требует идентификации и авторизации

    Сведения для внесения в реестр предоставляются обладателями (или лицами, их представляющими) с использованием сети Интернет в рамках технологии единого окна (например, личный кабинет недропользователя). После этого предоставленная информация проверяется оператором системы и становится доступной пользователям в реестре.

    Очень удобно, что сдача недропользователем отчета в фонды будет сопровождаться формированием соответствующей записи в реестре. Это будет обеспечивать обладателям геологической информации защиту их прав в отношении их информации.

    Доступ пользователей к сведениям реестра является свободным, осуществляется через Интернет и не требует идентификации и авторизации пользователя в информационной системе. Поскольку реестр формируется на основе действующих каталогов, его функционал будет включать расширенный поиск, который позволяет учесть особенности описания геологической информации в этих каталогах.

    Законодательные новеллы позволят государству увеличить полноту, доступность и оперативность предоставления в пользование геологической информации. Это обеспечит максимальное удовлетворение потребностей производства, выработки и принятия управленческих решений на уровне государства и бизнеса.

    Поделиться