Правильно говорить все-таки не о новой формуле, а о новом размере квот по сокращению добычи нефти, уточняет Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. "Сегодняшняя проблема состоит в том, что добычу-то снизили, но одновременно нарастили экспорт. То есть формально договоренности выполняются, но нефти в мире меньше не становится", - констатирует он. И добавляет, что новая формула, по сути - это уход от квотирования добычи к квотированию экспорта, чтобы уменьшить его, определив параметры и объемы отдельно для каждой страны.
Совсем не факт, правда, что эту инициативу поддержат, предполагает эксперт. "У ОПЕК есть понимание ситуации, в рамках которого нефтяной мир постепенно движется к балансировке цены на черное золото. И эта балансировка может произойти уже в 2018 году", - считает Пикин.
"Думаю, что инициативу президента Венесуэлы Николаса Мадуро обсудят, но положительное решение по ней вряд ли будет принято", - предполагает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
А вот насчет новой формулы эксперт солидарен с Пикиным. "Фиксировать на определенных уровнях надо не добычу, а экспорт нефти. Потому что именно он и определяет соотношение цен на мировом рынке. Другое дело, что экспорт очень непросто отслеживать", - предупреждает Танкаев.
И продолжает: "Уровень потребления нефтяных топлив в нашей стране в три раза ниже на душу населения, чем, например, в Канаде или в Норвегии. При нормальной работе нашей экономики потребление нефтепродуктов внутри очень сильно подскочит. И мы попадем в клещи из-за фиксации добычи, когда нам нефть будет нужна самим, а мы будем вынуждены резать внутреннее потребление. Квотирование экспорта в этой ситуации - спасение", - резюмирует эксперт.
О том, когда может произойти ее обсуждение и какие-то подробности о составных частях "уравнения", пока неизвестно. На конец ноября 2017 года в Вене запланирована встреча в формате ОПЕК+. А технический комитет по мониторингу выполнения соглашения о сокращении добычи нефти соберется в Австрии уже 20 октября.
Пока мы видим, что 60 долларов за баррель не получается, констатирует Сергей Пикин.
"Думаю, что в 2017 году мы эту цифру в фиксированном варианте вряд ли увидим. Что же до продления сокращения добычи - 20 октября, этот вопрос точно не будут обсуждать, думаю, что и в ноябре вряд ли, так как заморозка работает до весны 2018 года", - считает Пикин.
По мнению Рустама Танкаева, прогнозируя цены на нефть, нужно отслеживать два параметра. Первый - совершенствование технологий добычи сланцевой нефти, битумов Канады и песков долины реки Ориноко.
А второй параметр - реальный курс доллара по отношению к золоту - есть четкая корреляция. "Думаю, если доллар будет стоять "каменно", то технологии продолжат совершенствоваться, и средние цены на нефть будут очень понемногу падать. В результате до конца года при соблюдении этого условия мы можем увидеть около 55 долларов за баррель", - предполагает эксперт.