Поправки об этом в Закон "О национальной платежной системе" подготовлены минфином и одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности.
Запрет уже действовал ранее - до 2014 года, потом было разрешено снимать небольшие средства (5 тысяч рублей в день, но не более 40 тысяч рублей в месяц) с предоплаченных банковских карт. Эти карты обычно позиционируются банками как подарочный сертификат. Никаких документов для их оформления не требуется, банковский счет не открывается. Отличие от обычной подарочной карты заключается в том, что ею можно расплатиться за любой товар в любом магазине, принимающем карты.
"Анонимные электронные средства платежа широко используются в противоправных и преступных целях, в том числе для обналичивания денежных средств, полученных преступным путем, - отмечается в пояснительной записке к законопроекту (внесен минфином). - При этом установить конечного получателя денежных средств, а также цель и назначение перевода затруднительно, а в ряде случаев невозможно".
"К сильным потрясениям для рынка платежных услуг и для клиентов запрет не приведет, он затронет достаточно узкий круг операций, без которых легко можно обойтись, - считает председатель ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. - Мы не возражаем против этой меры. Она несколько усложнит жизнь жуликам, хотя, конечно, анонимные кошельки точно не являются основным инструментом схем по незаконному обналичиванию".
После принятия поправок остаток на анонимных кошельках можно будет снять наличными через перевод на счет в банке.
Также правительственная комиссия одобрила еще один важный проект поправок в Закон "О национальной платежной системе". Он должен защитить от кибермошенников деньги на счетах юридических лиц.
В 2016 году банки сообщили в ЦБ РФ о 717 попытках несанкционированного списания денег со счетов юридических лиц на сумму 1,89 миллиарда рублей, половина из них закончилась успехом для злоумышленников.
Согласно законопроекту Банк России будет устанавливать признаки несанкционированной операции, при которых банк обязан ее остановить и сообщить о подозрениях владельцу счета. Сейчас, если нет подозрений на отмывание денежных средств, банк формально не обязан приостанавливать перевод денег со счета юрлица. Скорее, он должен незамедлительно исполнить платежное поручение.
Кроме того, законопроект устанавливает порядок действий банков по возврату несанкционированно списанных средств.
Механизм возврата уже действует в отношении физических лиц - если не позднее следующего дня предупредить банк о том, что без вашего ведома со счета списаны деньги, кредитная организация обязана вам их возместить и уже потом разбираться со злоумышленниками.
Юрлица лишены такой защиты, более того, по сложившейся практике, если банк допустил мошеннический перевод средств в другой банк, но перевод был обнаружен до того, как преступники успели обналичить украденное, то оба банка договариваются о возврате "по понятиям". Поскольку в отношении юрлиц речь может идти о крупных суммах, ранее предполагалось, что решение о возврате будет принимать арбитражный суд.