09.10.2017 14:00
    Поделиться

    В угольной промышленности увеличился спрос на вагоны

    Увеличение грузоподъемности удешевит перевозки угля, в том числе и на экспорт
    Российские угледобывающие компании увеличивают долю экспорта в поставках. Это, помимо традиционно высокого летнего спроса на полувагоны, вызвало повышенный спрос на перевозки в направлении морских портов.

    Согласно августовскому прогнозу Министерства энергетики Российской Федерации, в нынешнем году объем экспорта угля вырастет на 8 процентов, достигнув 185 миллионов тонн. По прогнозам ведомства, внешний спрос на российский каменный уголь в перспективе также будет оставаться стабильным.

    Всего, по данным аналитиков Объединенной вагонной компании (ОВК), с начала года по железной дороге было отправлено более 234 миллионов тонн угля, что на 9,5 процента больше прошлогоднего. Основными импортерами российского угля выступили Китайская Народная Республика и Южная Корея. Существенному росту экспорта способствовала кризисная ситуация с поставками угля из Австралии, возникшая из-за последствий урагана "Дебби". Существенно вырос грузопоток в Польшу и Турцию, на высоком уровне находятся поставки в Румынию и Индию - прирост потребления российского угля этими странами составил около 200 тысяч тонн.

    Как отмечают эксперты, на рынке по-прежнему сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста экспортных перевозок, в частности, в направлении Польши, где возник дефицит угля в связи с истощением шахт сразу нескольких угледобывающих компаний. Хотя со временем ситуация будет меняться по мере переключения энергетики Польши на атомные электростанции, однако в ближайшие годы этого не произойдет.

    Растущий спрос на российский уголь на мировом рынке ведет к увеличению мощностей транспортной инфраструктуры. Так, новый парк отправления, организованный на крупнейшей припортовой станции Дальневосточной магистрали Находка-Восточная, сейчас готов уже на 70 процентов.

    Количество путей станции возросло до 13, а ее пропускная способность - почти вдвое. Кроме парка отправления, "Управляющая портовая компания" и "Восточный Порт" также построят новый парк приема груженых вагонов необщего пользования. Его строительство планируется завершить в 2019 году. А в 2018 году откроются новые возможности для экспортного грузопотока из Якутии, связанные с завершением строительства первого железнодорожного моста между селом Нижнеленинское (Еврейская автономная область) и городом Тунцзян (КНР). Сооружение рассчитано на два пути - российского (1520 миллиметров) и китайского (1435 миллиметров) стандартов.

    Однако повышенный спрос на перевозку твердого топлива сегодня практически исчерпал тот профицит полувагонов, который существовал до недавнего времени.

    По словам заместителя генерального директора - директора по логистике компании СУЭК Дениса Илатовского, восстановление баланса парка полувагонов можно ожидать уже в 2018 году, если спрос на уголь сохранится на нынешнем уровне. Пока же в местах погрузки - в частности, в Кузбассе - по-прежнему сохраняется дефицит вагонного парка.

    Чтобы сегодня удовлетворять растущий спрос на перевозку, транспортный рынок ищет пути оптимизации перевозочного процесса. По оценкам Дениса Илатовского, за последние годы качественные показатели работы сети заметно улучшились: выросла не только скорость груженого рейса, но и скорость порожнего пробега, которые практически сравнялись. Это отразилось и на количестве необходимого для перевозок парка.

    Перспективой для развития рынка перевозок является дальнейшая популяризация тяжеловесного движения и внедрение следующего поколения инновационных вагонов.

    По расчетам, переход на вагоны нового поколения с осевой нагрузкой 25 и 27 тонн, дает прирост объемов перевозок угля в адрес портов Дальнего Востока на 7 и 15 миллионов тонн в год соответственно. Международный опыт также подтверждает экономию удельных затрат перевозчиков при росте осевых нагрузок.

    Перспективой для развития рынка перевозок является популяризация тяжеловесного движения и внедрение инновационных вагонов

    Согласно экспертным оценкам, к 2021 году производительность вагона в сравнении с его нынешними характеристиками должна вырасти не менее, чем на 6 процентов. При этом доля тяжеловесных вагонов вырастет с 15 до 25 процентов.

    В то же время, считает гендиректор "Первой Тяжеловесной Компании" Владимир Сосипаторов, обновление парка - это эволюционный процесс. С повышением качества вагонов их количество должно снижаться, что потребует выравнивания циклов по производству и списанию вагонов.

    Достижение такого баланса будет выгодно всем. Испытания подвижного состава показывают, что вагоны с нагрузкой 27 тонн на ось дают мультипликативный эффект.

    Для железнодорожников - это экономия затрат на инфраструктуру и тягу, для грузовладельцев - дополнительные перевезенные тонны, а портовики улучшают экономические показатели перевалки.

    В условиях локального дефицита вагонного парка и существующих ограничений железнодорожной инфраструктуры при перевозках угля использование инновационных вагонов становится быстрым способом решения транспортных и логистических проблем для повышении эффективности горного производства в целом.

    Комментарий

    Денис Илатовский, заместитель генерального директора - директор по логистике компании СУЭК:

    - Потребность в вагонах формируется несколькими факторами: объемом перевозок, дальностью, грузоподъемностью вагонов и характеристиками сети. За последние годы грузоподъемность существенно выросла благодаря инновационным вагонам. Если раньше средняя грузоподъемность составляла до 70 тонн, то сейчас 73,5 тонны. Поэтому меньшим количеством вагонов перевозится больший объем грузов.

    Как правило, собственники ставят инновационные вагоны на самые производительные маршруты. Кроме того, такой подвижной состав гораздо надежнее в работе. И если в дальнейшем объем перевозок будет расти, а угольный рынок останется таким же благоприятным, добывающие и логистические компании смогут формировать более существенный заказ для вагоностроителей.

    С другой стороны, перспектива возвращения угольных цен на долгосрочный тренд, который будет значительно ниже, чем сейчас, может привести к снижению темпа роста перевозок, и, соответственно, падению числа заказов вагонов. Если вагоностроители смогут предложить надежный, дешевый, доступный вагон с большой грузоподъемностью, это снизит потребность в инвестициях на инфраструктуру.

    Поделиться