Пойдет ли Киев на пересмотр скандального закона о глобальной украинизации образования или продолжит упорствовать, рискуя обострить до предела отношения с соседями, прежде всего, европейскими?
До сих пор украинским властям не удалось снизить градус конфликта по вопросу о языке ни с Венгрией, ни с Румынией. Только с Болгарией вроде бы Киев сумел найти компромисс, однако число болгарских школ на Украине было крайне невелико, и ломать копья из-за них официальная София, видимо, не захотела. Совсем иная ситуация сложилась на Украине с образованием на венгерском языке - в Закарпатье помимо средних школ действует университет, где студенты получают образование на родном для них венгерском языке. В итоге министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, посетивший Закарпатскую область, отказался встречаться со своим украинским коллегой, пока принятый Радой закон не будет отменен. Он предупредил Киев, что Будапешт поднимет вопрос об аннулировании соглашения по ассоциации Украины с Евросоюзом в связи с невыполнением Киевом принятых на себя обязательств в отношении национальных меньшинств.
Ссориться с западными соседями, которые состоят в ЕС и НАТО "просто непрофессионально и безответственно", считает украинский дипломат, чрезвычайный и полномочный посланник второго класса Василий Филипчук. В интервью изданию "Апостроф" он заявил, что румынская и венгерская община, имеющие собственный язык и свои сообщества, активно используют контакты с Венгрией и Румынией для отстаивания своих прав. В этой ситуации, по мнению Филипчука, есть очень опасная грань, которую Украина может перейти и получить полноценный конфликт.
Впрочем, пока никаких существенных шагов для того, чтобы изменить скандальный закон об образовании, Киев не предпринимает. А все усилия главы МИД Украины сводятся к тому, чтобы убедить собеседников в Европе, что все останется по-старому и на принятый депутатами языковой документ обращать внимания не стоит - правительство, возможно, внесет в него поправки. Однако подобная дипломатическая казуистика никого не убеждает. Она лишь демонстрирует Европе неспособность официального Киева найти компромисс по вопросу об образовании и страх украинских властей перед протолкнувшими языковой закон радикалами.