10.10.2017 12:10
    Поделиться

    Воронежские фермеры превратили неудобья в ягодную империю

    Семья фермеров превратила неудобья в плодопитомник
    Перебираясь из Заполярья в Перлевку десять лет назад, Александр и Лариса Продан мечтали "просто посадить свой сад". Прежде оба были от сельского хозяйства далеки.

    На участке, который они купили километрах в 20 от Воронежа, росли ветхие яблони. Раскорчевка отняла не один год, и супруги пересмотрели планы: арендовали поля и заложили плодово-ягодный питомник. Сегодня в их хозяйстве - плантации земляники и жимолости, крупнейший в стране сливовый сад и шикарный розарий, экзоты вроде "китайских фиников", мушмулы и годжи. К розничным точкам по продаже посадочного материала скоро прибавятся магазины фруктовых снеков, джемов и соусов.

    Привились на новом месте

    В Снежногорске должность у Александра была из тех, откуда по доброй воле не уходят. Он долгое время возглавлял муниципальный комбинат общепита. Жена Лариса заведовала кадрами на другом предприятии, а дома разводила цветы - выгоняла тюльпаны и нарциссы на гидропонной установке.

    "На Севере все другое, другие отношения…" - вспоминает она, а муж продолжает:

    - Люди приезжают на заработки и не стремятся обжиться. Ну и мы подумали - лучше уехать, пока силы есть. На новом месте решили заняться садоводством: интересное и нужное дело. Просто торговать, например, я бы никогда не стал. Глава администрации Снежногорска недоумевал: мол, чего ты делаешь, мы ж в Тверь переезжаем всей толпой (там наша "верхушка" заняла исторический квартал), ресторан тебе дадим, жилье… Но мы продали квартиру в Новгороде, которую я получил как бывший военный, и осели в Перлевке.

    Купили 50 соток с "убитым" домиком без окон, туалета и отопления, сделали ремонт (без фанатизма - лишь бы было удобно). А вот сад стал "съедать" сбережения неожиданными темпами.

    - Первые пять лет мы разгребали мусор, - рассказала Лариса Продан, - выкорчевывали 90-летние деревья, которые падали от ветра. Параллельно сажали свои. Другой земли в округе не давали. На этом пятачке все и началось. Двое детей тоже с нами работали. Ну а как иначе? Из Перлевки все ездят в Воронеж на алюминиевый завод. Я себя там слабо представляю…

    Супруги подучили матчасть и поняли, что саженцы по их запросам отыскать нелегко. На рынках норовили обмануть. Выписывать деревца из-за рубежа не имели смысла в силу их низкой зимостойкости. Пришлось начать с питомника.

    - Я понял, что на этом освою садоводство, - рассуждает Александр Николаевич. - Из семьи у меня в деревне никто не жил. Сам я окончил Рижское высшее военное политическое училище (это отличная база для любого образования) и Санкт-Петербургский институт экономики и права (знания по финансовому менеджменту пригождаются в бизнесе).

    Внесли подкормку

    Они быстро вошли во вкус. Наряду с яблонями и грушами в саду появились черешни и дюки (гибриды вишни и черешни), персики и нектарины, японская айва и шелковица, миндаль и жимолость.

    - Параллельно в регионе начинали развиваться другие питомники, например Бабяковский. Достоверной информации о сортах зачастую не было - мы просто покупали, сажали и смотрели, что получится. Я теперь наощупь могу определить, какой клубничный кустик пора выкопать, а какому еще нужно подрасти, - говорит Лариса. - Прежде чем пустить в продажу сорт, привезенный из Италии или Штатов, мы два-три года проверяем, как он себя ведет в наших условиях. От половины в итоге отказываемся.

    В отпуск Проданы ездили в заграничные питомники и сады. Не раз бывали в Сербии, которая входит в число крупнейших экспортеров малины и слив. Лариса между делом собрала удивительную коллекцию роз. Один куст ей подарил хозяин замка Вилландри - второго по значимости после Версаля. Тамошний парк считается гордостью Франции. Наши фермеры подсмотрели, как там сделаны розарии, и устроили у себя нечто подобное. Имея свою "почку", прививают капризные цветы на шиповник.

    - В следующем году сделаем на продажу сотни тысяч таких кустов. И не надо будет за саженцами ездить в Краснодарский край, - планирует Александр. - В основном я все стараюсь освоить сам. Но некоторые вещи, например, прививку черешен и персиков, доверяю знакомому специалисту с Россошанской зональной опытной станции.

    За шесть-семь лет их питомник под брендом "Дивный сад" стал известен не только в Воронежской области, но и по России. Продукцию охотно берут оптовики. Свои точки продаж хозяйство держит в ближайшем райцентре Семилуки и на выезде из Воронежа, у сити-парка "Град". А вот возить саженцы на отраслевые выставки фермеры почти перестали.

    - Доля контрафакта там доходит до 95 процентов, - комментирует Александр. - Я в этом шабаше участвовать не хочу. У нас может быть неточность, только если рабочие бирку перепутают.

    На основе растений из "Дивного сада" создано полсотни К(Ф)Х - от Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Чечни до Карелии и Урала.

    Поливать, рыхлить, полоть…

    Александр и Лариса предпочитают рассказывать о достижениях и планах. О проблемах - вскользь. Между тем земля в районе доставалась нелегко - 10 лет назад она вся была уже либо в долгосрочной аренде, либо в частной собственности. Продан, по его словам, на подножку последнего вагона прыгнул:
    - Поменял "Вольво" на поля… Сейчас арендую у некого ООО разрозненные участки: тут 30 гектаров, там 50, дальше еще сто. Почва жуткая: смытые черноземы, много солонцов, никакой ветро-и снегозащиты. Садоводство оказалось игрушкой не для бедных людей. Сейчас, когда мы производим не только саженцы, но и ягоду, можно сказать, что в каждый гектар, по скромным подсчетам, вложено не менее миллиона рублей. Для ремонтантной клубники - 2,5 миллиона.

    У семьи был швейцарский компаньон по бизнесу, но компаньон - не значит спонсор…

    Дорого обошлась и мелиорация. На первый этап - строительство пруда, насосной станции и прокладку трубопровода - потребовалось 20,3 миллиона рублей. Часть затрат обещает компенсировать государство, но для начала нужно отчитаться по собственным вложениям. "Да, дорого, - кивает фермер. - Но деньги надо уметь зарабатывать". Прибегал он и к кредитам в разных банках, пользовался областными грантами (например, на покупку оборудования).

    Несколько облегчает отчетность то, что в их семье уже три К(Ф)Х: у Александра профильное направление - питомниководство, у Ларисы - производство ягод и фруктов, у сына Вячеслава - переработка. Естественно, что Лариса приобретает саженцы у мужа, а Вячеслав почти все сырье - у матери. Бухгалтерия прозрачна.

    Местные жители не верили, что Проданы задержатся в Перлевке надолго.

    - Думали, мы побарахтаемся и свалим, - усмехается глава семейства. - А сейчас я депутат, меня уважают. Если в девять часов вечера кто-то уже семечки полузгал и домой зашел, то я только с полей возвращаюсь. И в шесть утра - они ждут автобуса, а я уже за рулем. Кручусь без выходных.
    Собирать ягоду и сортировать саженцы к нему на сезон нанимаются узбеки - человек 25. Костяк постоянный. Живут в домике прямо на поле.

    Под Перлевкой можно найти и земляничные поля и малинники, и шесть гектаров ремонтантной ежевики

    - Наши люди не будут так трудиться. Узбеки летом готовы вкалывать по 12 часов в сутки - зарплата-то повременная. Меня это устраивает. А русский селянин в пять вечера обязательно вспомнит, что ему пора домой, - разводит руками Александр Николаевич. - Да и Воронеж слишком близко. Трудяги все при деле, а алкаши мне не нужны.

    На вопрос "Как вы все успеваете?" он отвечает: "Да просто не спешу". Жена добавляет:

    - В июле и августе мой день может закончиться в три часа ночи. Работники начинают в шесть утра, в семь-восемь присоединяюсь я. Чем бы мы с мужем ни занимались, особенно в 1990-е, практический подход был одинаковый: выкладываться на 200 процентов. Из каждого увлечения вырастает серьезный проект. Когда есть хорошие сорта, технологии и понимание цели - какая мне разница, обрабатывать сотку или гектар?

    Побеги от корня

    Три с половиной года назад они решили все-таки заложить производственную плантацию. Тогдашний президент Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочной продукции России Сергей Цивына, сам владелец питомника, замысел раскритиковал. По его мнению, "распыляться" не стоило.
    - Я понимаю, что питомниководство - более рентабельный бизнес. Если переработчик согласится на 20 процентов добавленной стоимости, то в питомнике она может достигать и 200, и 300 процентов. Но мне так не очень интересно. Кто-то же должен показать покупателю, какая вырастет клубника, какое яблоко, - растолковывал Продан.

    Короче, с тех пор под Перлевкой можно найти и земляничные поля, и малинники, и аж шесть гектаров необычной для России ремонтантной ежевики (дает урожай в сентябре-октябре). В 2018-м начнет плодоносить самый крупный в центральной полосе России сливовый сад из 13 тысяч деревьев. Рядом вишни, виноград амурских сортов, пряные травы, черноплодная рябина, шиповник - из плодов попробуют делать конфитюр и желе.

    Задумки у Александра размашистые. Несколько лет назад он составил бизнес-план для плантации голубики на три гектара. Даже саженцы приготовил. Но вовремя остановился.

    - Многие утверждают, что голубика в нашей полосе не вызревает. Ничего подобного, дело лишь в сорте! - доказывает Александр. - У нас и хурма неплохо завязывается, и инжир. Но для голубики надо менять грунт, это слишком дорого. Лучше жимолостью займусь.

    Этим летом "Дивный сад" продавал оптовикам сто-двести килограммов ягод в день. На будущий год поставит свои ларьки возле гипермаркетов "Линия". Там предложат также овощи и грибы - три К(Ф)Х Проданов и два хозяйства коллег-фермеров объединились в кооператив.

    - Урожайность у нас будет нарастать, и я наперед соображаю, что делать с неликвидом, - объясняет Александр. - Если тебе некуда девать мокрую (после дождей) или просто мелкую клубнику, ты дурак. На рынок ее возьмут за копейки. Выгоднее сделать пюре, заморозить и использовать для желе, джемов или соусов.

    Время собирать плоды

    Цех переработки построили на пустыре недалеко от дома. На первом этаже "кухня" и склад, на втором - учебный класс: Лариса хочет открыть кулинарную мастерскую. Она делает яблочную горчицу, соусы по европейским рецептам - из фруктовых и ягодных пюре на вине, коньяке, меде… На летних и осенних ярмарках воронежцы буквально смели крыжовенный ткемали с кунжутом. На пруду у Проданов подрастают утки - со временем в линейку продукции войдут мясные паштеты.

    А пока в цехе сушит цветки, травы и ягоды итальянский конвекционный шкаф, рассчитанный на сто килограммов сырья. Расход электричества - 2-2,5 киловатта в час, суточный цикл обходится в сто рублей. Ароматная вода стекает в отдельную емкость - можно добавлять в компоты и джемы.
    Шкаф стоил два миллиона рублей, из них полтора Александр получил по гранту департамента аграрной политики области. Рядом - овощерезки и французский агрегат, который протирает ягоду через сито, отделяя косточки. Стоит, по словам фермера, как новые "Жигули".

    Два работника моют и нарезают пучки шалфея для чаев, кинзу, мелкую клубнику. Часть ягод и фруктов сушат целиком, часть - ломтиками: получается что-то вроде чипсов. Все сырье свое, кроме, пожалуй, черного перца и цитрусовых. А готовит - Лариса.

    - Мы нанимали сотрудников, технолога чуть ли не с кандидатской степенью. Но через два года были вынуждены всех уволить. Не хотят учиться, - сетует женщина. - Остались помощники, которые разливают продукцию по банкам. Но с расширением производства, конечно, придется опять набирать команду.

    На складе чего только нет. Фруктово-ягодные "перекусы", наборы сушеных овощей для супа, "копорские чаи", травяные смеси в гранулах.

    - Химические консерванты Лариса не использует принципиально. Хотя я ей три кило сорбата калия купил, - смеется Александр Николаевич. - Однажды мой приятель, владелец больших заводов ("Вологодская ягода" и "Меленъ" во Владимирской области), привез мне варенье из ежевики. Я не оценил: вкус сахаром убит, косточки в зубах вязнут. Мы протираем ягоду на сите, вместо сахара добавляем виноградный сок, как регулятор кислотности - цитрусовый пектин и лимонный сок. Стерилизуем в автоклаве - все, срок хранения два года.

    В этом году у "Дивного сада" не пропало ни одной ягоды (не считая прелых). Пустили в дело и то, что возвращалось из продаж.

    - Переработка дает сейчас от силы пять процентов общего дохода. Но это проба пера. Главное, спрос есть. Сотрудничаем с воронежским интернет-магазином фермерской продукции "Папина лавка", - отмечает Продан. - Прошлой осенью столичная сеть "Азбука вкуса" готова была купить все, что мы произведем, на год вперед. Обещали помочь с дизайном, оборудованием и продвижением. Я отказался. Не хочу остаться у разбитого корыта. Мне нужен прямой контакт с покупателем.

    Научившись делать натуральные пюре, они попытались предложить их местным переработчикам. И к производителю мороженого в Землянск обращались, и в холдинг "Молвест" (выпускает в числе прочего йогурты с ягодными наполнителями), и в пекарни. Пришли к выводу, что коллегам проще покупать дешевые суррогаты с ароматизаторами и красителями и замороженные кусочки ягод. Для выпечки удобны термостабильные начинки - подкрашенная масса с крахмалом или пектином.

    - Натуральная еда востребована. Но посмотрите, откуда ее везут. Например, варенье из Домбая. Ничего не имею против, но неужели ближе нет?.. - удивляется Лариса Продан. - Вот отработаю рецептуры и свой интернет-магазин открою, а то и фермерскую лавку в Воронеже.

    Планы - гроздьями

    Ну а у Александра новая цель. Даже две. Первая - высокая: заложить помологические сады. Хозяйство уже наладило связи с научными организациями и подало в минсельхоз заявку на создание базового питомника по жимолости и малине российских сортов, посадило десятки сортов груш и яблонь. С учеными Воронежского агроуниверситета "Дивный сад" исследует новые виды абрикоса для селекции.

    Вторая цель - практическая: устроить близ цеха переработки выставочный центр, зону отдыха и дегустаций, гостиницу, мини-кафе и магазин.

    - Покупатели все чаще норовят на месте убедиться в том, что предлагаемые им сорта действительно плодоносят, - пояснил фермер. - Чтобы гости не ездили по холмам с одного нашего участка на другой, мы посадим все необходимое в одном месте, откроем участок самосбора ягод и небольшой черешневый сад. Вложить, правда, придется не менее 40 миллионов рублей.

    Поделиться