11.10.2017 22:51
    Поделиться

    Как Густав Климт создавал свои шедевры

    "Беги от него подальше", - категорично заявил Зигмунд Фрейд, когда Эмилия Флёге рассказала ему историю своей любви. Флёге была музой, спутницей, возлюбленной Густава Климта и той единственной, за которой художник послал лежа на смертном одре.

    Впервые Густав Климт и Эмилия Флёге встретились в мастерской, когда тот писал портрет ее сестры. Ей семнадцать, ему тридцать. Она дочь фабриканта, он сын бедного художника. Некрасив, чудаковат, резок. За мольбертом он стоял в рубашке до пола, заляпанной красками, и был похож на умалишенного. В этой же рубахе он к изумлению публики иногда появлялся в опере. В порыве гнева он мог ругаться как последний извозчик и рвать в клочья свои наброски, портреты, этюды. Климт и Эмилия вместе сидели над учебниками французского, ходили в любимую кондитерскую, а позже Эмилия брала у него уроки рисования.

    В 1892 году Густав похоронил брата Эрнста, который, кстати, был женат на сестре Эмилии Хелене. Он часто бывал в доме Флёге - навещал любимую племянницу. А через некоторое время исчез. Эмилия заявилась к нему сама, но, распахнув дверь, увидела в мастерской трех обнаженных натурщиц. Этого она никак не ожидала, написав в своей голове более оптимистичный сценарий - они поженятся и будут счастливы. Климт выставил Эмилию за дверь, вышвырнул из окна случайно выпавший из ее рук зонтик и бросил: "Я не святоша и не создан для брака".

    С одной стороны, бесконечные поклонницы и экстравагантные выходки, с другой - посвященный Эмилии известный автопортрет "Поцелуй", один из лучших в творчестве Климта. Натурщицы представали на полотнах художника в платьях, придуманных Эмилией в ее салоне мод, - без корсета, свободно спадающие с широкими рукавами эти одеяния были вызовом приличному обществу. И все это приправлено слухами, что Эмилия и Густав не были любовниками, а всего лишь друзьями и компаньонами. И тем, что у Климта по разным данным было от трех до сорока детей. По крайней мере трое доказали свое родство.

    ...Однажды Густав Климт увлекся Альмой Шиндлер. Ей было 18, она писала музыку, в нее влюблялись все - Малер, Кокошка, Шенберг. Это происшествие и заставило Эмилию посетить знаменитого психоаналитика. Она мирилась и страдала от каждой новой возлюбленной Климта, но неизменно поддерживала, когда критики в очередной раз нападали на него.

    Кстати, все свои полотна Климт завещал несчастной Эмилии. А на закате своей жизни Эмилия Флёге громогласно заявила, что других женщин кроме нее у Климта не было...

    Навигатор

    Гастроли Климта и Шиле в Москве

    Увидеть графику Густава Климта и Эгона Шиле можно будет в течение трех месяцев в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Галерее искусства стран Европы и Америки. Это первая в столице совместная выставка двух австрийских художников из собрания Альбертины.

    Проект имеет возрастное ограничение - 18+. Климт и Шиле были революционерами в изображении женского тела. Шиле, в котором Климт видел наследника своего стиля, и вовсе по обвинению за распространение порнографии сел в тюрьму. Как признается Марина Лошак, отбирая работы, ей пришлось "унимать внутреннего цензора" - слишком откровенная графика на стены залов не попала. Обнаженные и полуобнаженные натурщицы ходили по мастерской Климта или лежали в состоянии полудремы и как бы не замечали художника, который внимательно наблюдал за ними и быстро фиксировал на бумаге увиденное. Одной позе, повороту головы он мог посвящать десятки графических этюдов.

    Поделиться