В дирекции гаражного строительства Москвы "РГ" рассказали, что спрос на машино-места растет в геометрической прогрессии - в этом году их продано уже более 1450, в прошлом 516, а в 2015-м всего 157. Среднее превышение цены на торгах в течение года составило чуть больше 20%, в среднем на лот претендуют 2-3 человека. В денежном выражении рост тоже высокий - если в прошлом году на продаже парковок выручили 573 млн рублей, то в этом цифра уже составила 1,5 млрд.
Программа "Народный гараж", напомню, была задумана еще в 2005 году как решение проблемы нехватки парковочных мест. Предполагалось, что построенные многоэтажные парковки в спальных районах избавят дворы от засилья автотранспорта. Программа рождалась в муках - были и уголовные дела против чиновников, и затянувшееся строительство, и готовые, но не востребованные паркинги. Реально строить начали в 2010 году - место в первых паркингах тогда стоило 350 тысяч рублей. Желающие были, но людей часто не устраивало расположение парковок: иногда их строили далеко от жилых домов, на пустырях и в промзонах.
Чтобы программа не встала окончательно, власти вложили в завершение строительства бюджетные деньги, а продавать машино-места начали по рыночной стоимости. Пока паркинг строится, можно заключить договор долевого участия (ДДУ) и приобрести место без конкурса. Ну а если стоянка уже сдана в эксплуатацию, то придется принять участие в электронном аукционе, где конкуренцию вам могут составить другие потенциальные покупатели.
Выросший спрос на машино-места в дирекции гаражного строительства объясняют несколькими причинами. С одной стороны, в городе запустили активную рекламную кампанию, с другой - люди стали проще относиться к электронным аукционам. Но главное, в городе все острее проблема парковки.
Покупатели нередко рассказывают, что вынуждены тратить на поиск парковки у дома по часу, рассказывает руководитель управления реализации компании "Мосреалстрой" Юрий Барсуков. Эта организация принадлежит столичному правительству и занимается продажей машино-мест, а также квартир и нежилых помещений. "Теперь люди даже готовы проехать от дома до паркинга пару остановок на автобусе, лишь бы иметь гарантированную безопасную стоянку, - объясняет Барсуков. - Как правило, более половины машино-мест выкупается еще на этапе строительства, а оставшиеся реализуются на электронных торгах. При этом около 70% парковок на аукционах продаются по начальной цене единственному участнику".
Цены определяют независимые оценщики в зависимости от многих факторов, начиная с расположения паркинга и заканчивая площадью машино-места. На Бобруйской улице в Западном округе, к примеру, самые дешевые машино-места стоят от 165 тысяч рублей. Но это окраина, рядом с МКАД, кругом пятиэтажки и улицы широкие. Припарковаться и так можно. А вот на улице Домодедовская осталось всего несколько непроданных мест, цена которых начинается от 600 тысяч. Тоже окраина, но рядом станция метро "Домодедовская", много торговых комплексов и высотных жилых домов, плюс Каширское шоссе. В выходные все места во дворах заняты жителями, а в будни приезжими из Подмосковья, бросившими машины и уехавшими в центр на метро.
В собственности мэрии не только парковки программы "Народный гараж", но и многие другие - в большинстве случаев они достались городу по инвестконтрактам, когда застройщики передавали мэрии часть активов. Поэтому в каталоге "Мосреалстроя" есть даже подземные парковки в жилых комплексах - обычно самые дорогие. За 11 машино-мест на одной из таких парковок была особенно ожесточенная борьба: на одно место там претендовали по 15 человек, а стартовая цена однажды выросла в восемь раз - с 430 тысяч до 3,7 миллиона рублей. За такие деньги на окраинах столицы можно купить квартиру.
Всего город готовит к продаже около 44 тысяч машино-мест более чем в сотне районов. Если вы не успели заключить договор долевого участия во время строительства паркинга, путь остается один - электронный аукцион. Эту систему начали применять в 2015 году, а до того аукционы были молоточными - все претенденты на гараж собирались в зале и поднимали таблички. В электронном виде процесс выглядит похоже - вы регистрируетесь на одной из торговых площадок и получаете там личный кабинет. Когда решите побороться, вносите 20% от стартовой цены в качестве обеспечительного платежа, подаете заявку на участие и в назначенное время начинаете торги - если других претендентов не будет, гараж продадут вам по стартовой цене.
- Для участия нужна электронная цифровая подпись (ЭЦП), однако получить ее можно в течение нескольких дней, потратив от 3 до 10 тысяч рублей, - говорит Юрий Барсуков. - Причем она наверняка пригодится в будущем для участия в других торгах или получения некоторых госуслуг.
Принадлежащие городу машино-места можно посмотреть на сайтах mskgarage.ru и mosrealstroy.ru - там же доступны и контактные данные для выяснения условий покупки. Кроме того гаражи активно продают и сами москвичи, и строительные компании, которые обычно возводят паркинги вместе с жильем. Но при покупке у физлиц нужно внимательно изучить документы, а у девелоперов нелишне ознакомиться с отзывами тех, кто уже имел дело с этой компанией. Купить парковку можно даже по ипотеке - такую услугу предлагают многие банки. Условия примерно такие же, как при приобретении квартиры.
Покупка машино-места совсем не означает окончания ваших трат на парковку. Каждый месяц за обслуживание стоянки придется платить от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Деньги требуются на оплату электроэнергии, воды, уборки, охраны, а в подземных парковках еще и отопления.