Отвечая на вопросы гособвинителя Марины Дятловой, экс-губернатор рассказал, что до встречи с предпринимателем в ресторане "Лотте-плазы", где Белых был задержан оперативниками ФСБ при получении взятки с поличным, у него было много рабочих встреч. Предприниматель, по словам Белых, опаздывал, ему даже пришлось просить секретариат разобраться. Выяснилось, что Зудхаймер сидел не в баре, где его ждал Белых, а в ресторане.
"Я спустился в ресторан, нашел Зудхаймера, он сидел в отдельном помещении за перегородкой. Он передал мне пакет со словами: "С днем рождения, Никита Юрьевич". Я ответил "спасибо", взял пакет и поставил его возле стола", - рассказал экс-губернатор, дав понять, что не знал о содержимом "подарка".
Встреча, по его словам, продлилась около 15 минут, в ходе которой Белых звонил своим заместителям и обсуждал с ними по громкой связи вопросы по котельной Зудхаймера. Когда они выходили из ресторана, то были остановлены оперативниками ФСБ.
"Я был уверен, что задерживают Зудхаймера, ведь он всегда говорил, что у него есть проблемы", - сказал Белых, добавив, что поэтому был спокоен, когда их развели по разным кабинетам.
Обвиняемый пояснил, что сразу написал заявление на имя следователя, где рассказал "о своих предположениях о тех деньгах". Таким образом, по словам Белых, он намеревался помочь Зудхаймеру, поскольку его "задержали ни за что, ни про что".
Белых в заявлении указал, что получил от Зудхаймера наличные деньги на благотворительность, следует из оглашенных в суде материалов. В суде же экс-губернатор заявил, что не знал о намерении бизнесмена передать деньги, а все произошедшее являлось провокацией. К слову, на судебном заседании было зачитано заявление Белых, которое он написал при задержании. Из него следует, что изъятые у него при задержании 100 тысяч евро, полученных от бизнесмена, предназначались для финансирования программы по благоустройству Кирова, которую из-за "хронического недостатка средств" было решено покрывать из внебюджетных источников. Белых пояснил разночтения в своих показаниях именно тем, что при задержании хотел помочь бизнесмену, не зная, что задерживают его самого.
Правда, на том же заседании был оглашен еще один документ - ходатайство Никиты Белых от 4 июня 2017 года, в котором он просит следствие приобщить к материалам дела его объяснения. И в них снова получается, что он знал, что в переданном ему пакете деньги. В частности, Белых поясняет, что деньги от Зудхаймера не были взяткой. Но так как он не имел права брать деньги подобным образом, хоть и на благие цели, сам экс-глава региона оценил свои действия как превышение должностных полномочий.
Комментировать этот документ Белых в среду отказался, сославшись на то, что даст объяснение на следующем заседании - после согласования позиции с адвокатом.
Напомним, бывший губернатор Кировской области Никита Белых обвиняется в совершении двух преступлений, предусмотренных частью 6 статьи 290 УК РФ "Получение взятки в особо крупном размере". По версии следствия, в 2012-2016 годах он лично и через посредников получил взятки в особо крупном размере на общую сумму 600 тысяч евро.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"