11.10.2017 19:11
    Поделиться

    Уральские власти отдали бизнесу видеонаблюдение за дорогами

    Благодаря привлечению бизнеса к видеонаблюдению за дорогами в регионе значительно снизилось количество аварий
    В Свердловской области организацию видеофиксации нарушений правил дорожного движения отдали на откуп бизнесу. Как показал опыт, подобное партнерство весьма эффективно. Но если регион начинает получать выгоду буквально через несколько месяцев после старта проекта, то частной компании для этого потребуется не один год. Корреспондент "РГ" попытался разобраться в схеме взаимодействия между участниками проекта и подсчитать их расходы и доходы.

    Радар с аукциона

    На самом деле для облправительства и регионального управления ГИБДД главная цель проекта - отнюдь не зарабатывание денег: развитие системы видеонаблюдения за дорогами призвано дисциплинировать водителей, а значит, сократить число аварий и случаев гибели людей на дорогах.

    - Я автомобилист, всегда езжу, допустим, по Серовскому тракту, - рассуждает начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Леонид Елизаров. - Когда я получу одно письмо с извещением о штрафе, потом другое или увижу, что в определенной точке постоянно работает радар, всегда буду здесь притормаживать. Возникает эффект привыкания. И, хотя водители в основном сбрасывают скорость только на тех участках, где стоят приборы, скорость основного потока в результате тоже снижается.

    Систему автоматической фиксации нарушений на дорогах в Свердловской области начали создавать пять лет назад. С 2012-го по 2016 год регион на свои деньги установил 44 стационарных аппарата. Чтобы нарастить их количество, правительство приняло специальную программу до 2022 года.

    - Документ предусматривает увеличение количества функционирующих по области комплексов фотовидеофиксации к концу 2017 года до 254 единиц, к 2019-му - до 592-х, - говорит директор департамента информатизации и связи Свердловской области Алексей Рукавишников. - Приоритет в реализации программы - внедрение новых комплексов за счет использования механизма государственно-частного партнерства.

    К концу прошлого года механизм ГЧП был разработан и организован электронный аукцион на оказание соответствующих услуг. Если коротко, правительство предложило бизнесу: вы нам передаете фото- и видеоматериалы, фиксирующие автопоток в тех точках на магистралях и улицах городов, на которые укажет ГИБДД, а мы платим вам определенную сумму за каждое неоспоренное постановление об административном правонарушении. То есть лишь за то, которое обернется штрафом в региональный бюджет. На оплату услуг бизнеса направляется как раз часть штрафа.

    Помимо прочего, конкурсная документация оговаривала количество стационарных и мобильных комплексов, а также объем оказываемых услуг (тех самых неоспоренных постановлений) - 665 999 единиц в год. При стартовой цене 190 миллионов окончательная стоимость госконтракта составила 189  050 тысяч рублей. Таким образом, за каждое доказанное с помощью видеосъемки нарушение водителей исполнитель получает 283 рубля 85 копеек (в среднем от 20 до 50 процентов номинала самых распространенных штрафов ГИБДД).

    Договор с региональной телекоммуникационной компанией, победившей на аукционе, заключило бюджетное учреждение Свердловской области "Оператор электронного правительства".

    Кино на дороге

    Проект стартовал с января этого года. На трассах стали появляться радары на треногах. Но если раньше за аппаратом присматривали сотрудники ГИБДД, то теперь этим занимаются люди без формы.

    - Раньше я работал шеф-поваром: работа тяжелая, все время на ногах. Здесь физически легче, а заработная плата выше, - рассказал "РГ" Андрей, сотрудник компании, обслуживающий мобильный комплекс на трассе.

    Затраты на приобретение техники плюс годовой фонд оплаты труда превысят полмиллиарда рублей. А сумма контракта - 189 миллионов. Выходит, бизнес работает себе в убыток?

    Главная задача специалиста - следить за работоспособностью аппарата: корректировать настройки, когда изменяются условия съемки (освещенность, погода), чтобы добиваться четких снимков. Каждые две недели проходит "срез знаний": освежение в памяти правил дорожного движения и инструктаж по оказанию первой медпомощи в случае аварий. По словам Андрея, сотрудники ГИБДД каждый день проверяют его документы, убеждаются, что техника стоит именно там, где должна. Заработная плата оператора фиксированная и не зависит от количества выявленных нарушений. Автомобиль личный, бензин - от работодателя.

    Помимо передвижных комплексов используются и стационарные - они смонтированы на городских перекрестках.

    Схема рабочего взаимодействия участников проекта такая: компания ведет фото- и видео-фиксацию, передает материалы "Оператору электронного правительства", тот переправляет снятое в ЦАФАП ГИБДД. Там обрабатывают записи, составляют постановления и отправляют их нарушителям. По итогам месяца ГИБДД сообщает в бюджетное учреждение сведения о количестве неоспоренных штрафов, а оно перечисляет бизнес-партнеру причитающиеся ему деньги.

    На сверхприбыль не рассчитывают

    К октябрю нынешнего года компания установила и начала использовать 50 мобильных и 52 стационарных прибора. Как сообщила "РГ" начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения регионального УГИБДД Татьяна Бердникова, в целом по области в январе-августе по сравнению с таким же периодом прошлого года количество ДТП, случившихся по вине водителей, снизилось на 21,1 процента. А на отдельных дорогах результат еще лучше. Например, на Тюменском тракте - 25 процентов. На основании данных видеосъемки ГИБДД вынесло 1,28 миллиона постановлений об административных правонарушениях почти на 868,1 миллиона рублей - втрое больше, чем годом ранее. Из них 396,4 миллиона уже поступили в бюджет региона (это почти в два раза больше, чем прежде). Динамика достигнута благодаря тому, что за год количество приборов видеофиксации на дорогах региона увеличилось втрое.

    - Компании платят за ее услуги, но за всем этим стоит достаточно большой пласт работы, которым государство теперь может не заниматься, как и не вкладывать в проект свои средства, - говорят в пресс-службе телекоммуникационной компании. - Все затраты на приобретение и эксплуатацию приборов, налоговые сборы, иные расходы несем мы. Кроме того, компания самостоятельна в реализации проекта - от выработки стратегии исполнения госконтракта до найма сотрудников и выбора оборудования, которое необходимо использовать.

    Размеры капвложений и текущих расходов исполнитель не разглашает. Но приблизительно оценить их можно: известно количество приобретенных аппаратов, их марки, примерная заработная плата операторов мобильных комплексов. Нетрудно прикинуть и количество сотрудников, обеспечивающих использование мобильной техники. По приблизительным оценкам выходит, что только затраты на приобретение техники плюс годовой фонд оплаты труда, включая налоги, превысят полмиллиарда рублей. А сумма контракта, напомним, чуть более 189 миллионов.

    Выходит, бизнес работает себе в убыток? Пока, видимо, это так: по словам директора компании, проект может окупиться за три-пять лет. Между тем контракт заключен на год. Представители правительства, впрочем, заявляли, что это будет тестовый период: если сотрудничество окажется эффективным, его продолжат. Скорее всего, так и произойдет.

    - Мы видим, что областная программа развития системы автоматической фотовидеофиксации способствует снижению количества дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом. У нее хороший потенциал в плане пополнения областного бюджета. По нашим оценкам, дальнейшая реализация программы принесет не менее 800 миллионов рублей в год, - отметил Алексей Рукавишников.

    комментарии

    Татьяна Замараева, судья Ревдинского городского суда:

    - Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что их уполномочены выявлять должностные лица соответствующих органов. В области дорожного движения это ГИБДД, то есть инспекторы ДПС. А иначе как оспаривать сам факт правонарушения, если его фиксирует частная компания? Как оценивать эти доказательства, насколько они допустимы? Я придерживаюсь такого мнения: что предусмотрено как обязанность государства, должно делать государство. На практике мы всегда относимся осторожно к таким новшествам, как перекладывание обязательств, предусмотренных законом, на частные компании, поскольку про эти компании ничего не сказано в самом законе. На законодательном уровне не должно быть проявления самодеятельности.

    Альбина Коробкина, частнопрактикующий юрист по гражданским и административным делам:

    - Я за любые нововведения в рамках закона и считаю, что при грамотном подходе такое партнерство будет долгосрочным и весьма продуктивным. Например, можно также устанавливать камеры у социально значимых объектов, в парках, около учебных заведений и фиксировать нарушения общественного порядка. Сегодня это весьма актуально.

    Поделиться