По словам челябинского предпринимателя Николая Бондаренко, проблема перегрузов для многих транспортных компаний стала постоянной головной болью. Причем доходит до смешного, когда штраф водителю и юрлицу (до 500 тысяч рублей) выписывается на пункте весового контроля за лишние 20 килограммов, и устранить досадные излишки тут же, на месте, у водителя нет возможности.
- Мы специально недогружаем машины, они ходят полупустыми, чтобы не нарваться на штрафы, - говорит Николай Бондаренко. - Но еще большая проблема - это эвакуация на спецстоянку, если выявлен перегруз. Попасть туда можно запросто, а выехать легально не получается.
Самостоятельно определить перегруз водитель многотонника не в состоянии. Нереально и распределить осевые нагрузки при перевозке бетона и асфальта, наливных и порошкообразных грузов, сыпучих материалов.
- Если найдется специалист, который это сделает вопреки законам физики, обещаем ему миллион рублей, - негодует президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин, - вот только никто за такие замеры даже браться не будет. Более того, если загрузить намного меньше бетона, пострадает его качество, что скажется на характеристиках строительных объектов. Но это контролеров мало волнует.
Подобных нюансов в работе грузоперевозчиков сотни, но они вынуждены подстраиваться под новые правила игры на рынке, чтобы удержаться на нем. Недозагрузка многотонников приводит к росту расходов транспортных компаний, которые в одиночку тянуть это бремя не согласны, поэтому часть затрат перекладывают на плечи грузоотправителей. В результате страдает конечный потребитель, поскольку стоимость транспортировки влияет на итоговую цену товара.
По словам экспертов, проблема перегруза вызвана отсутствием единых технических требований к пунктам весового контроля, где большую роль играет человеческий фактор. Это подтвердил и эксперимент, инициированный ассоциацией "Грузавтотранс" в Санкт-Петербурге, когда на весы отправили 15 частично загруженных многотонников, при этом у девяти из них нагрузка на ось превысила допустимые значения.
- После проведенного нами эксперимента была создана рабочая группа по весовому контролю при Минтрансе РФ, поскольку случаи некорректного взвешивания стали фиксироваться все чаще. Сегодня решением этой проблемы занялись на федеральном уровне, - говорит Владимир Матягин.
В отдельных регионах страны устанавливают автоматические пункты весового и габаритного контроля, но и они имеют изъяны в работе. Как минимум, есть необходимость оснастить их информационными табло с указанием контактов оператора, а также предоставить право провести контрольное взвешивание. Дело в том, что транспортные компании могут оспорить результаты произведенных замеров только через суд. По мнению их представителей, механизм оспаривания должен быть более простым и прозрачным.
По словам лидера движения автомобилистов "12 тонн" Сергея Сапронова, с каждым годом условия работы автоперевозчиков ужесточаются, а выход компаний на самоокупаемость затягивается. Например, срок лизинга техники в среднем 3-4 года, но за это время выкупить машины мало кому удается. Ситуацию на рынке усугубляет демпинг: обычно этим "балуются" новички или фирмы-однодневки, которым важна сиюминутная прибыль. Общественник считает: чтобы избавить рынок от теневых компаний, доля которых составляет порядка 80 процентов, необходимо введение допуска к автомобильным грузоперевозкам, который станет альтернативой отмененному в 2005 году лицензированию. Сегодня работать в этой сфере может любой желающий, даже не имеющий необходимых ресурсов и квалификации. Критериями допуска могут стать общепризнанные международные представления о профессиональной компетенции, правовой репутации и финансовой состоятельности.
- В Челябинской области грузоперевозчики разрозненны, поэтому их интересы не представлены в полной мере ассоциацией или другим общественным объединением, которое имело бы выход на федеральных чиновников, а в этом есть необходимость, - говорит директор автотранспортной компании Дмитрий Бардин.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александра Гончарова, несмотря на разнообразие и глубину накопившихся в сфере автогрузоперевозок проблем, ни одного обращения в аппарат бизнес-омбудсмена от представителей компаний не поступало.
- На введение системы "Платон" бурно реагировали предприниматели, но их движение не было структурировано, - говорит Александр Гончаров. - Создание некоммерческих профессиональных объединений - это действенный способ достучаться до органов власти. Никто не мешает местным грузоперевозчикам проявлять гражданскую активность, чтобы быть услышанными. Со своей стороны готов обсудить накопившиеся проблемы, чтобы вместе найти пути их решения.
Однако многие предприниматели до сих пор предпочитают решать их по старинке, договариваясь с работниками пунктов весового контроля с глазу на глаз.