Первыми студентами, как рассказал директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, станут участники рынка "Нейронет" Национальной технологической инициативы - руководители компаний, студенты профильных вузов. Сейчас, по его словам, руководители компаний не всегда могут строить стратегии развития на глобальных рынках. Поэтому агентство постарается развивать ключевые технологические направления: VR/AR, блокчейн, AI, нейроинтерфейсы, организация международного бизнеса на современных платформах.
Для обеспечения технологического задела России нужен миллион ИТ-специалистов, отмечал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. При этом участники рынка все чаще говорят о том, что испытывают нехватку не компетенций или предметных знаний, а адаптивных навыков. О них, в частности, шла речь на Международном экономическом форуме в Давосе в 2016 году. Среди топ-10 компетенций, без которых сложно будет добиться успеха в 2020 году, аналитики назвали коммуникативные способности и критическое мышление, умение работать в команде, эмоциональный интеллект.
В программе "Цифровая экономика" заложен рост числа людей, не менее половины образовательных программ осваивающих в форме массовых открытых онлайн-курсов. К 2022 году таких должно быть 100 тысяч человек, а к 2025 году - уже миллион.
"Главный тренд нашего времени - образование на протяжении всей жизни. Сегодня совершенно не стыдно, а, наоборот, достойно начать осваивать что-то новое, когда ты уже далек от студенческого возраста. Поэтому в Рунете быстрыми темпами развивается сегмент онлайн-образования. Профильные компании, например, Нетология и Учеба.ру, предлагают изобилие курсов не только для старшеклассников, но и для взрослых", - рассказал директор РОЦИТ Сергей Гребенников. В зависимости от своего уровня навыков, опыта работы и наличия свободного времени можно выбрать тот курс, который подойдет именно вам и позволит освоить компетенции, необходимые в том числе для цифровой экономики. "Некоторые организации, заинтересованные в образовании своих сотрудников и получении ими нужных навыков, сами выбирают курсы для работников с пониманием потребностей компании", - добавил Гребенников.
Председатель правления Ассоциации "Национальная платформа открытого образования" Василий Третьяков согласился, что онлайн-образование сегодня дает возможность обучаться всем - независимо от графика работы, местонахождения, финансовых возможностей. "Каждый может сформировать свою траекторию обучения и получить любую (по крайней мере в области ИТ это абсолютно точно) компетенцию", - отметил он. Основное ограничение онлайн-технологий, по словам эксперта, это достаточная мотивация у обучающегося и навыки организации обучения. Последнее скоро возьмут на себя платформы с искусственным интеллектом, уверен Третьяков. Они будут подбирать оптимальный темп и способ обучения для того, чтобы человек освоил нужные компетенции.
Эксперты ИТ-отрасли считают важным усиление взаимодействия институтов образования с ИТ-компаниями по созданию совместных образовательных программ, в том числе по переподготовке кадров. Это позволит обучать сотрудников не только тому, что им нужно знать сегодня, но и тому, что пригодится уже завтра. Здесь также большие возможности онлайн-обучения.
Востребованность конкретных программ оценить тяжело. А вот среди востребованных компетенций точно окажутся компетенции по сквозным технологиям, полагает Василий Третьяков. Они меняют существующие рынки, проникая во все сферы: это искусственный интеллект, управление на основе больших данных, виртуальная и дополненная реальность.