Новости

11.10.2017 22:01

Крылья вернулись

Впервые с советских времен спустили на воду судно на подводных крыльях
Судно "Валдай 45Р" целиком - от винтика до корпуса - российское. Оно может стать новым словом в развитии речных пассажирских перевозок в стране. Их объем по сравнению с советскими годами значительно упал, в том числе потому, что в России не выпускали современных судов подобного класса.

Первый "Валдай" по праву будет носить имя Ростислава Алексеева: в честь создателя знаменитых судов на подводных крыльях - "Ракет" и "Метеоров". В советское время они прочно заняли место в системе речных пассажирских перевозок, но затем более тридцати лет суда такого типа в России не строились. В конце 2014 года традиция возродилась с закладкой "наследника" судов прошлого периода - "Валдай-45Р". Работы велись в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы".

Этой осенью дебютанта спустили на воду в деревне Кузнецово Чкаловского района Нижегородской области на территории научно-производственного комплекса ЦКБ по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р.Е. Алексеева. К слову, там уже заложили второе судно.

Ведущий инженер-конструктор ЦКБ по СПК, заслуженный конструктор РФ и дочь Ростислава Евгеньевича Татьяна Алексеева - крестная мама "Валдая" - традиционно разбила бутылку шампанского о судно.

- Это большая гордость. Тем более если учесть, что их столько лет не спускали на воду. Столько было работы, столько всего создавалось, испытывалось и удалось, наконец, возродить. Очень символично, что первенец "Валдай" вышел отсюда, - отметила она.

- Все новое - это хорошо забытое старое, то, что было сделано гением Алексеевым и теми конструкторами, которые стояли у истоков подводного крыла, - пояснил, в свою очередь, председатель совета директоров ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева - генеральный конструктор Георгий Анцев. - Создание подводного крыла опередило развитие судостроения на столетие. Аэродинамика и гидродинамика - достаточно статичные науки, сейчас мы вносим новое в крыльевую систему, обводы, установки, электромеханику, навигацию, материалы, конструкцию салона.

- Осадка составляет 1,1 метра, что очень важно в условиях причальных стен для комфорта пассажиров, - объяснил Георгий Анцев. - Скорость - 65 километров в час. Можно было бы и больше, но в условиях реки именно этот предел является оптимальным. Вместимость - 45 пассажиров, и мы отвечаем за их жизни. Безопасность превыше всего.

Пока произведен технический спуск "Валдая" на Горьковском водохранилище. Это место не случайное: там же проводил испытания конструктор Ростислав Алексеев.

Уже известен город-хозяин первого судна: им станет Ханты-Мансийск. Но все-таки сначала современное судно на подводных крыльях послужит организации чемпионата мира по футболу 2018 года. Планируется, что "Валдай" будет перевозить почетных болельщиков в Санкт-Петербурге со стадиона в центр города и только потом поспешит бороздить речные просторы Севера. Возможно, второе аналогичное судно приживется на Волге. К слову, проводятся переговоры на предмет будущих поставок за рубеж.

Комментарий

Виктор Олерский, замминистра транспорта РФ, глава Росморречфлота:

- 75 процентов территории России - это водные пути, особенно то, что за Уралом. Автомобильные перевозки затруднены, аэропорты есть не везде. Кроме того, "Валдай" коммерчески привлекателен. Помимо Севера, есть еще как минимум семь-восемь мест европейской части, которые нуждаются в новых судах на подводных крыльях.

Досье "РГ"

Ростислав Алексеев (1916-1980) - отечественный конструктор, гениальный изобретатель, создатель первых в СССР скоростных судов и экранопланов.

Конструкторские идеи Алексеева опередили время на десятки лет, а "воплощенные в металле" суда на подводных крыльях, экранопланы до сих пор не имеют мировых аналогов.

Все начиналось в 1941 году на заводе "Красное Сормово", где Ростислав Алексеев начинал работать старшим контрольным мастером. В 1947 году Ростислав Алексеев разработал эскиз идеи пассажирского судна на подводных крыльях (СПК), использующего для устойчивого движения гидродинамику малопогруженных крыльев и аэродинамику корпуса в виде профиля крыла.

Более чем за 70-летнюю историю его КБ было создано более 70 проектов судов на подводных крыльях и построено свыше четырех тысяч морских и речных СПК. Эти суда не только эксплуатировались в СССР, но и поставлялись на экспорт в Италию, Грецию, на Кубу, в Болгарию, ФРГ, Венгрию и другие страны (всего - 35 государств).

Инфографика: Леонид Кулешов / РГ